Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 3 марта 2013 г.

Техосмотр техобслуживание


Меч должен находиться в хорошем техническом состоянии. 
Это означает, что А). его использование безопасно для его владельца и окружающих и В). Он прослужит дольше.  Для этого необходимо регулярно проверять и поддерживать в хорошем состоянии следующие узлы:

1). Мекуги-Мекугиана. В большинстве случаев Мекуги сделано из бамбука (реже – из дуба, еще реже- из бронзы или меди). Понятно, что его назначение- удерживать Тосин внутри цука, не позволять мечу саморазобраться в процессе использования. Для этого Мекуги должно входить в Мекугиана плотно, оно должен быть целым. Дело в том, что со временем при интенсивном использовании материал, из которого он сделан, подвергается нагрузкам и подрезается металлом  Тосин и, в конце концов, Мекуги может перестает быть надёжным (или даже совсем сломаться).
Вторая сторона- Мекугиана. Цука сделана из древесины и также со временем может деформироваться. Соответственно, Мекуги (будучи вполне целыми) перестают надёжно удерживать Тосин.   
Важно регулярно осматривать Мекуги и Мекугиана. А периодически (даже для профилактики) извлекать Мекуги и осматривать и их и Мекугиана.
При обнаружении даже намёков на то, что Мекуги повреждено, его следует просто заменить. Самые простой способ- взять хаси (палочки для еды) из хорошего плотного бамбука и вырезать из них.
С Мекугиана- сложнее. Придется реставрировать с помощью, например, качественной эпоксидки.
К счастью, проблемы этого узла встречаются не так часто.

2). Хабаки-Коигути. Узел, подвергаемый в процессе практики самому большому износу. Фиксация Хабаки происходит с помощью заклинивания внутри Коигути. При частом использовании Коигути просто постепенно истирается.
Качество фиксации проверяем следующим образом: вкладываем меч в Сая, берем его за Цука и отпускаем Сая (держимся только за цука); Сая не должна упасть. Второй тест: переворачиваем Цука вниз, берем за Сая и отпускаем Цука; меч не должен выпасть. И третий тест: меч вложен в Сая; освобождение его со стопора должно быть возможно без излишних усилий, движением большого пальца (как обычно делаем при извлечении меча).
Как только меч перестал проходить второй тест: пора усиливать Коигути. Только не до такого состояния, что меч там заклинился «намертво» и третий тест не проходит.
На дорогих инструментах Коигучи инкрустируется пластинками рога или кости для повышения износостойкости. Я использую для укрепления Коигути быстродействующий клей (супер-клей и иже с ним). Причем часто делаю это даже на новых мечах: такой клей обладает сильной проникающей способностью, входит в древесину и , высыхая, хорошо укрепляет ее. Количество клея стоит брать небольшое и хорошенько размазать;  в особенности- по боковым сторонам.
В дальнейшем, после такой первичной обработки, обычно требуется нанесение клея только со сторон Муне и Ха. Если Коигучи разносилось довольно сильно- можно воспользоваться гелем (из серии супер-клеев).  А если все оказалось «совсем запущено»- эпоксидкой. Наносить ее лучше совсем понемногу, давать высохнуть и пробовать- не достаточно ли?.. Это легче, чем набухать «от души» и потом упражняться в расточке с помощью надфиля. Проверено :)

3). Цуба-Хабаки-Цука. Регулярно на занятиях по иайдо можно услышать звяканье плохо закрепленной Цубы. Причины бывают две:
а) Цуба на Тосин «сидит» неплотно (проверять со снятой Цука).
б) Цука немного усохла (она же из дерева), Фучигане «села» поглубже и пр. Т.е. уменьшился общий размер Цука.

Лекарство по обоим случаям:
а). Если люфт совсем небольшой- можно вставить кусочки шпона и/или забить кусочки дерева в пространство между Цуба и Тосин (зубочистки – прекрасный подручный материал). Если все оказалось печальнее (что не редкость даже на дорогих могито), то стоит Цубу снять, с помощью эпоксидки уменьшить отверстие Цубы и затем доработать надфилем (подогнать под размер Тосин).
Для хорошего качества Цуба и умелых рук можно воспользоваться кернером, чтобы уменьшить внутреннее отверстие на Цуба: немного расклепать Цуба вокруг отверстия.
б). Если Цуба разболталась совсем немного, то можно попытаться уплотнить, накрутив  нитку между Цуба и Фучигане, вокруг Тосин (не разбирая меча).
Если не помогает или сразу хочется решить вопрос кардинально, то придется подобрать соответствующие по толщине кусочки плотного картона или толстой бумаги. Затем разобрать меч, сделать из картона прокладки по форме Сеппа (наружным размером меньше, чем Фучигане). Поставить прокладку между Сеппа и Цука и собрать меч назад. Также можно ставить более толстые Сеппа или даже добавить дополнительную Сеппа. 

4). Моноучи-Сая. Вложенный меч брякает внутри Сая. Это явление в Японии даже отдельное название имеет: «Сая-нари». Для ремонта используют кусочки хлопчатобумажной ткани, которые опускают на дно Сая. Это нужно делать очень аккуратно, ткани использовать немного, лучше несколько кусочков добавить один за другим. Если добавите лишнего- придется выуживать их от туда (довольное скучное занятие!..).

PS На последнем семинаре Рене-сенсей напомнил про важность ухода за мечом. И указал мне продемонстрировать тесты на состояние Коигути-Хабаки (первый и второй). Было очень приятно, что мой меч «прошел» оба теста 8)  А представляете – как бы было неприятно, если бы это было не так?..

PPS Да!.. Еще Цуку нужно регулярно чистить (особенно – с хлопчатобумажным Цука-ито). Самое простое- с помощью средства для чистки ковров и мягкой щётки. А то иногда такие засаленные Цука попадаются, что хочется высказаться в лучших сержантских традициях. 

воскресенье, 30 декабря 2012 г.

Движения быстрые и медленные


Термин «Канкю» (kanku, 緩急) означает правильное сочетание движений быстрых и медленных, усиленных и расслабленных во время сечения и в исполнении ката.
Сказать, что «канкю - это важно», просто ничего не сказать. Это ОЧЕНЬ важно. Без него нет ни правильного исполнения, ни возможности развивать иайдо. По большому счету, отсутствие хорошего канкю не позволяет ни добиться правильного тайминга, ни сделать технику эффективной, ни достичь высокой скорости.

Кириороши.
При исполнении кириороши, в плане канкю, у нас три основные фазы:
1) замах: он должен быть без напряжения и медленнее, чем сечение. 
2) собственно сечение: быстро, с правильно приложенным усилием.
3) остановка сечения: оно должно очень точным.

Если все выполнено правильно, то имеем: в момент завершения замаха нет напряжения в мышцах, задействованных при подъёме вверх рук и меча, т.е. не потребуется времени/усилий на их расслабление при начале сечения; соответственно – эти мышцы не будут мешать старту сечения и оно получится быстрее.

Именно неспешный замах дает развитие возможности быстрого сечения (и первого и последующих). То есть, при основной работе делаем замах без усилий (неспешно) и формируем навык, который в последствии даст возможность замахнуться весьма быстро без применения усилий.

Кстати, нужно отметить, что нанести последующий удар как можно быстрее в большинстве техник не требуется. Гораздо чаще требуется хорошее сэмэ и контроль противника перед следующим ударом. К технике сэйтэй это относится в первую очередь.  

Если рассматриваем технику с точки зрения трёх уровней корю (Шодэн-Чудэн-Окудэн), то самые быстрые сечения идут именно в Окудэн, часто практически непрерывно одно за другим. Выполнять ката Окудэн медленно не так и трудно, а вот быстро- сложно. Одна из основных проблем в освоении Окудэн и состоит в том, что не получается работать быстро (без сформированного навыка замаха без лишних усилий).


Упражнения для улучшения канкю в кириороши.
1). Исходное положение- чудан-но-камаэ. Делаем три шага, медленно замахиваясь, в конце 3го шага — кириороши; затем продолжаем шагать дальше и повторяем упражнение. Важно распределить замах  равномерно на все три шага. Распространенная ошибка: сделать замах быстро и двигаться вперед, замахнувшись мечом над головой (выглядит круто, но много толку не дает). Упражнение желательно выполнять несколько раз, в форме «прогулки» по залу.
Дополнительный аспект в этом упражнении- тренировка баланса при кириороши. Если делать неправильно, то получается припадание на ногу на каждом 3-ем шаге (как периодически возникающая хромота).

2). Это вариация на предыдущее упражнение. Все также, но на четыре шага.

3). Исходное положение: стоя в камаэ, руки и меч- как после выполнения нукицуки в 1ката сэйтэй. Делаем три шага (начиная с правой ноги), медленно замахиваясь, в конце 3го шага — кириороши с подстановкой левой ноги. Важно распределить замах  равномерно на все три шага. Распространенная ошибка все та же- сделать замах быстро и двигаться вперед, замахнувшись мечом над головой. И добавляются обычные ошибки от 1ката: опускание кенсена ниже горизонтали, «ныряние» кенсена при старте кириороши, хватание левой рукой рукояти раньше времени, невозвращение саи на центр и т.д.

4). (это посложнее) Исходное положение- как после выполнения нукицуки в 1ката сэйтэй (опора на левое колено и пр.).  Делаем замах как в 1ката сэйтэй, во время которого ставим правую ногу на колено (т.е. опираемся на два колена и подушечки пальцев) и без остановки ставим левую ногу вперед на стопу, после чего сразу же делаем кириороши.. Т.о. во время замаха меняем ноги местами (в промежутке встаем на колени), а работа рук- как в 1ката сэйтэй (от момента завершения нукицуки до кириороши включительно). Затем меч и сая возвражаем в исходное положение и повторяем упражнение, начиная с другой ноги.
  
Ката.
Ката, будучи формой, несут в себе определенную технику, вадза, соответствующую(-ие) сценарию, ситуации. И - соответственно ситуации - в ката есть быстрые и медленные движения. Если ритм ката нарушается, то нарушается и эффективность используемых в ней техник. Тот момент, что в ката присутствуют неспешные движения, может показаться признаком ее не_эффективности и отстарненности от реальности. Но это в действительности совсем не так: небыстрые движения в ката относятся к подготовке для атак/контратак; если пренебречь ими, то не получается научиться правильно использовать различные техники, добиться их результативности. Одна скорость ничего не дает.

Упражнения для улучшения канкю в ката.

Собственно, это даже и не упражнения, а подход для работы над любым ката.
- Обыкновенное исполнение ката — 1 раз.
- Медленное исполнение: все движения выполняем очень медленно, просто как замедленное видео — 1-2раза.
- Комбинация быстрых и медленных движений: все небыстрые движения выполняем также очень медленно, а все быстрые движения — выполняем с их обычной скоростью — 2-5 раз.
- Обыкновенное исполнение ката — 1 раз.

Ключевым является исполнение с комбинацией быстрых и медленных движений. Именно оно дает качественный скачок в улучшение канкю. В том числе и потому, что заставляет отнестись просто внимательнее к ката и лучше разобраться какие движения быстрые и какие- медленные. 

В качестве примера рассмотрим 1ката сэйтэй. Для этого разберем ее на отдельные действия и отметим отдельно быстрые (зелёный маркер) и медленные движения (красный маркер).

А
1) Сидя в сэйдза, поместить левую руку на сая, а правую руку на цука.

2) Поднять бёдра, вытягивая меч из сая и сделать шаг правой ногой вперед,

3) Выполнить горизонтальный разрез через висок противника, одновременно с саябики.

В
4) Выполнить фурикабури и взять катану двумя руками, одновременно вернув коигучи к центру тела; продвинуть левое колено вперед и сделать шаг вперед правой ногой.

5) Выполнить кириороши по центральной линии.

С
6) Переместив левую руку на оби, отвести меч вправо на уровне плеча и затем, согнув руку в локте, поднести меч к голове.

7) Выполнить о-чибури и одновременно встать на ноги.

8). Сменить ноги.

D
9). (в процессе выполнения ното) Взять коигучи левой рукой и поднести меч в области цубы к коигучи.

10). (в процессе выполнения ното) Отвести правой рукой меч, отвести левой рукой сая за спину и сразу же надеть сая на меч.

11). (в процессе выполнения ното) Вложить меч в сая, одновременно опускаясь на левое колено.

E
12) Встать и подвести левую стопу на один уровень с правой.

13) Убрать правую руку с рукояти, приняв положение тайто. Вернуться на исходную линию.


Естественно, все три типа исполнения можно чередовать по-разному.

В общем- успехов нам в улучшении канкю!

И огромная признательность моему сенсею за то, что не только научил целой серии прекрасных упражнений, но - главное! - смог дать мне понимание важности канкю. 

среда, 28 ноября 2012 г.

Немного про здоровье


Про то, что здоровье надо беречь, слышали все. Включительно и иайдок и кендок. Большинство травм, получаемых этими людьми, относятся к категории «аутотравм», т.е. они происходят не «с помощью» коллег, а человек их наносит себе сугубо самостоятельно. Я сейчас не имею ввиду неаккуратное обращение с синкеном. Речь идет об аутотравмах, связанных с несбалансированными или чрезмерными нагрузками. Общеизвестно, что кендоки перегружают свои голеностопы, и также часто - локти и плечи. А иайдоки достаточно часто перегружают опять же плечи и локти (до развития тендита), а также и колени (до артрита включительно). Удержать этих людей (нас) от усиленных занятий часто сложно. Поэтому хочу обратить внимание на те моменты, которые важны для предотвращения «инвалидизации» тренирующихся в короткие сроки, и которые позволяют поддерживать суставы в рабочем состоянии максимально долго. Естественно, все ниже изложенное не есть истина в последней инстанции. 

Я бы определил три основных направления профилактики (или даже «лечения») проблем с суставами:
1). Гимнастика для суставов
2). Общая физическая подготовка
3). Диета

Подробнее:
1). Гимнастика для суставов.
Собственно, это то, что должно делаться в начале тренировки и после ее окончания. Также – во время перерывов на тренировках и семинарах. А также - по возможности - в начале и конце дня, в т.ч. не_тренировочного.
Вариантов для гимнастики есть достаточно. Мне хочется поделиться только несколькими удачными упражнениями.
Общее правило для всех растягивающих упражнений: продолжительность не менее 30 секунд, статично, без излишнего усердия в прилагаемых усилиях.

Упражнения для локтей и плеч:
(после разогрева мышц и суставов; например – с помощью вращательных движений а также растирая и постукивая мышцы)
- Упереть локоть в корпус, захватить кисть с тыльной стороны и тянуть в сторону плечевого сустава (рука согнута как буква “Z”). Сначала одна рука, потом- другая. Растягиваются и мышцы предплечья и часть трицепса.
- Поместить правую руку перед грудью, захватить ее левой рукой за плечо и локоть снизу и тянуть к груди и влево, так чтобы появлялось ощущение растяжения в области между лопаткой и позвоночником. !-избегать поднятия плеча с растягиваемой стороны вверх, плечи должны оставаться на одном уровне. Сменить руки и повторить.
- Поднять согнутую правую руку и завести ее за голову, захватить левой рукой за плечо и локоть и тянуть в левую сторону. Сменить руки и повторить.

Упражнения для колен:
Сначала немного их разогреем:
Сделать полуприсед, стопа полностью на полу, обхватить руками колени, делать вращательные движения коленями (держим их вместе) в одну и в другую стороны..

Теперь небольшая серия упражнений:
  • Сделать полуприсед, стопа полностью на полу, опереться руками на бёдра выше колен, задержаться, выпрямить колени, выпрямиться.
  • Аккуратно выполнить приседание с прямой спиной, пятки от пола отрываем, спину держим вертикально. На 15-20 секунд. Аккуратно встать.
  • Сесть в сэйдза на секунд на 15.

Повторить всю серию упражнений.

Упражнения для голени:
Встать перед стеной на расстоянии около 1,5 метров, упереться руками в стену, и, выпрямив корпус и ноги, растягивать икроножные мышцы.

2). Общая физическая подготовка.
Достаточная физическая форма нужна не только для тренировок. Собственно, речь сейчас не о них. Физическая подготовка нужна и для сохранения суставов в работоспособном состоянии. Регулярное выполнение минимального комплекса упражнений на брюшной пресс, мышцы спины (подъём и удержание корпуса), рук и ног даст хороший результат и станет залогом отсутствия многих неприятностей.

Здесь особо упражнениями не поделишься: они просто общеизвестны. Но тем не менее есть несколько весьма удачных и не слишком распространенных.
  • Принять упор лежа, корпус и ноги выпрямлены, руки значительно шире плеч. Руки сгибаем в локтях до одной горизонтальной линии груди и локтей. Начинаем делать «шаги», поднимая и опуская ноги попеременно назад (т.е. вверх), в размеренном и небыстром темпе. Довести до 60 шагов примерно за 60 секунд.
  • Низкая поза всадника. Ноги шире плеч, стопы направлены в стороны под 45градусов, приседаем с прямой спиной до положения – бёдра параллельны полу. И так и сидим. Можно минуту, можно и более.

В целом, иаидоки и кендоки имеют достаточно динамичных движений на тренировках. Поэтому, в целом стоит при выборе упражнений для ОФП отдавать предпочтение статичным и менее динамичным.

3). Диета
Советов по питанию писать не буду. Все равно никто практически им не следует.
БАДы (биологически-активные добавки) призваны дополнить обычное питание нужными и полезными веществами. Используются и спортсменами и нормальными людьми. Без сомнения, на рынке их великое множество. Перечислю только те, которые у меня лично и у друзей-знакомых дали положительный эффект. Отмечу сразу, что по качеству в массе лучшие БАДы – made in USA and made in Japan (может потому, что в этих странах здравоохранение раньше других вышло на уровень профилактической направленности и сама фарминдустрия на высоком уровне; цена на американские БАДы в целом- невысокая).

Для защиты/поддержки суставов используем БАДы с содержанием хондроитина, глюкозамина, коллагена, гиалуроновой кислоты, т.е. «строительных материалов» для хрящевой ткани и сухожилий, а также - кальция и витамина D. (препараты серы???)
Препарат «Терафлекс» (вот такой, как на картинке: здесь) параллельно с «гидролизатом коллагена» (такой, как на картинке: здесь
Также прекрасный эффект был отмечен от препарата «Best Hyaluronic Acid, with Chondroitin Sulfate» в совокупности с мазью (конской кстати :) ) «Alezan крем для суставов».

Общая работоспособность и выносливость. Здесь тупо нужны хорошие поливитамины с упором на витамины группы "B". Также и витамин "E" не помешает. Самые лучшие поливитамины (по составу и дозировкам) попадаются в подборке для женщин, особенно с допуском для беременных и кормящих матерей: у них качество и эффект хорошие. Вот прекрасный препарат: «Alive».

Поддержка иммунитета. Резонный вопрос: «А это зачем?..» А затем, что во время тренировки с хорошей физической нагрузкой иммунитет всегда немного падает и к концу тренировки мы подвержены заболеваниям более, чем в обычное время (прискорбно, но медицинский факт). Обмен микробами у тренирующихся обычно вполне качественный. Плюс после тренировки многие добираются домой общественным транспортом. А еще после нагрузки тело влажное (и после душа тоже), а на улице вечером прохладно бОльшую часть года. В общем, возможности заболеть у тренирующихся даже больше, чем у обычного населения. На помощь придут все те же поливитамины и препараты эхинацеи.
С эхинацеей проблема такая: большинство препаратов на российском (и болгарском) рынке некачественные и на деле не работают (мнение эксперта-иммунолога); поэтому рекомендуется использовать или препараты качественного импортного производства (например вот этот: Echinacea-400-mg )
Или сделать самим. Рецепт такой: пачку сухой «травы» эхинацеи (вот например такую) залить бутылкой водки и настаивать в темном месте, периодически взбалтывая, три недели. Потом профильтровать. Готовый препарат держать в тёмном месте. Принимать по десертной ложке раз в день. Позволяет прожить без простуд всю зиму. Что явно неплохо!..

Еще одна тема, связанная со здоровьем. Стопы потеют и не скользят на хорошем полу. Поскольку, в большинстве наших залов половое покрытие оставляет желать лучшего, мы не так часто сталкиваемся с этой проблемой. Но возникнуть она может неожиданно... например при участии в семинаре в хале с качественным половым покрытием.
Самое просто и действенное средство: ПастаТеймурова. Несколько дней помазать на ночь- и все будет в порядке. И потливость снизится и микробное число на коже стоп упадет. (причиной излишней потливости, как ни прискорбно, но в абсолютном большинстве случаев- это проявление наличия грибка на стопах в большей концентрации, чем нужно).
Ну и на всякий случай: немного посыпать тальк на стопы, прямо в зале перед тренировкой и в перерывах. Самое удобное- в форме детской присыпки купить. В Японии народ активно пользуется.

В заключение: здоровья всем нам!.. и благоразумия- тоже.

пятница, 16 ноября 2012 г.

Этапы большого пути

Внешне, на бумаге, даны различаются между собой только цифрами. Понятно, что чем больше цифра, тем выше уровень. Между тем, в требования к кандидату на следующий дан включен и временной ценз. Почему- тоже понятно: чем выше дан, тем сложнее подготовиться к экзамену на него и больше времени занимает. А еще больше- усилий. Чем выше дан, тем сложнее ему соответствовать и на экзамене и в повседневной практике. Подготовиться и сдать экзамен с каждым следующим даном становится все труднее. Говорится, что каждый дан- это ровно половина пути к следующему.
8-ой дан является самым высоким, достичь такого уровня мастерства удается, по большому счету, единицам. Ну, да будем оптимистами!

На диаграмме я расположил даны с учетом необходимых для подготовки лет. Примем за отправную точку начало занятий в федерации с небольшим количеством кю и за конечную (что весьма условно, естественно)- наивысший 8-ой дан.




Получается,  что путь до 8-го дана - длиною минимум в 32 года. И середина пути приходится не на 4-ый, даже не на 5-ый дан, а на 6-ой дан.
И в первой половине пути: подготовка от начала занятий на 4-ый дан занимает времени меньше, чем подготовка нового 4-го дана к экзамену на 6-ой дан. Впрочем, все это можно видеть на диаграмме. Саму диаграмму я сделал для наглядности и возможности найти свою координату на своем этапе.

С точки зрения системы данов, подготовка к следующему начинается сразу же после сдачи на дан текущий. На каждом следующем этапе оттачивание мастерства все сложнее, между этапами разница видна все меньше. Опять же для наглядности (но на этот раз уже с юмором) – таблица данов и соответствующих для работы инструментов.



От начала до 1дан:


2дан:



3дан:



4дан:



5дан:



6дан:

7дан:


8дан:


Закончим цитатой из классика – «Пилите, Шура, пилите! Они – золотые!..»


вторник, 25 сентября 2012 г.

Сэмэ... сэмэ... сэмэ!...

В кендо народ слышит это слово практически с самого начала тренировок. И для простоты его обозначают словом «вход», в значении как переход на удобную для удара дистанцию. И очень часто Сэмэ так и остается только входом. А ведь слово своим корнем обязано глаголу «сэмэру» - «давить». Конечно, Сэмэ- понятие ёмкое. Однако, главную часть этого явления составляет натиск. На тренировках в нашем клубе мы его часто так и называем, для удобства.

В иайдо понять сэмэ еще сложнее: виртуальность противника мешает. А понимать нужно обязательно.

В последние месяцы я много размышлял и работал над моим Сэмэ. Во многом потому, что получил прямо вот несколько хороших наставлений и объяснений по этой теме. Попробую их систематизировать и выделить основные составляющие по Сэмэ.

А. Сэмэ как подготовка для последующего развития атаки. Хорошая иллюстарция на основе Маэ. После проведения нукицукэ (неэффективного по сценарию), начинаем с движением вперед замах (для кириороши). И в этой части ката Сэмэ присутствует как нигде. Практически оно идет как неспешный замах, с готовностью нанести удар в каждый момент, самый настоящий натиск. Часто по Сэмэ в этом ката мы стараемся просто двигаться вперед, нацелив киссаки в лицо противника, считая эту часть движения за Сэмэ, а потом просто замах- и сечение. Но это ошибка!. Всё это движение целиком, включая замах, является Сэмэ.

В. Сэмэ как провокация. Задача с помощью движения вперед (подчас, больше- внутреннее), приглашать противника выполнить действие. Настроение здесь- как-бы открыть дверь и предложить войти, одновременно двигаясь вперед: мол, добро пожаловать!. Давление на противника здесь присутствует и через активное его смущение: от него ожидают действий, при этом понятно, что если он не начнет действовать, то начнет действовать оппонент.  В кендо: два противника в чудан-но-камаэ, напротив друг друга; медленно двигаемся вперед с готовностью перейти в любой момент к активным действиям. В иайдо: 5 ката сэйтэй: на втором шаге создаем натиск, выдвигая меч и направляя цука-гасира на противника; он начинает свою атаку, а мы проводим свою (и результативную).

С. Сэмэ как получение превосходства для последующей атаки/контратаки. В начале (или в процессе) схватки производится активный вход на удобную для себя дистанцию таким образом, чтобы противнику было неудобно проводить атаку с его стороны. В кендо это может быть проиллюстрировано как вход на более короткую дистанцию, с захватом центральной линии и отклонением меча противника в сторону (после чего само сечение- уже дело техники).
В иайдо: в Мусо Синден Рю в ката Гякуто после парирования и сечения через лицо противника (неэффективного по сценарию), без промедления движемся вперед, тесня противника и не давая ему атаковать (после чего делаем замах-сечение). 6 ката сэйтэй: на втором шаге создаем натиск, выдвигая меч и направляя цука-гасира на противника и — захватив преимущество - проводим свою атаку.
Также данное проявление сэмэ должно присутствовать практически при каждом замахе перед ударом.
У опытных иайдок и кендок, при выполнении сэмэ, натиск исходит от танден и проявляется парализирующий эффект (как у удава на кролика). Естественно, в этом случае превосходство становится более чем значительным.   


Естественно, все это составляющие единого явления; в разных ситуациях одно может проявляться сильнее, а другие меньше и т.д. Например 11ката сэйтэй: развиваем атаку, тесня противника, делая замахи и сечения с разных сторон: «А» и «С» присутствуют в большей степени. И так далее.

PS Не сомневаюсь, что более опытный человек найдет больше аспектов в Сэмэ.


среда, 5 сентября 2012 г.

7 базовых принципов продвижения


Цитируя Рене-сенсея, существует семь базовых принципов продвижения, которые должны быть изучены и которым обучаются при интенсивных психологических и физических тренировках и семинарах, использующих техники и стратегии самураев.

• КОНЦЕНТРАЦИЯ
Обращайте внимание на то, чтобы держать спину прямо, расслабьте нижнюю часть живота, объедините свою энергию со своим дыханием. Ваше тело должно следовать своему духу. Ваш дух должен оставаться спокойным, тело не должно двигаться слишком много (удерживайте центр) и тело должно быть расслаблено. Вместе с хорошим METSUKE. При повороте обращайте внимание естественным образом (HEIJOSHIN) на глаза, голову и тело.

• ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Обращайте внимание изучению того, как следить за противником, как подготавливать момент атаки и как выдавать надлежащую и подходящую реакцию. Сохраняйте тишину, сохраняйте спокойствие и оставайтесь спокойным и тихим. Обращайте большое внимание хорошему контролю над своей энергией (КИ). Не обращайте слишком много внимания дыханию, потому что ваше дыхание должно протекать естественно.

• РАССЛАБЛЕНИЕ
Слишком большое напряжение тела - это вредная привычка. Но когда вы расслаблены, вы должны удерживать вашу концентрацию, будучи стабильным и неподвижным. Нужно стремиться к развитию спонтанных и легких движений, адаптации к изменяющейся ситуации.

• БАЛАНС
Если поддерживать равновесие, энергия будет сохранена. Во время физической нагрузки мы должны заботиться о том , чтобы не исчерпать себя. Но при любых обстоятельствах мы должны стремиться, чтобы совершать цельные движения. С помощью правильного изменения ритма, мы можем поддерживать правильный баланс и извлекать новую энергию из наших собственных движений (IN-YO). Обратите внимание на серьезное сознательное перемещение вашего центра тяжести, а не просто передвигание или подталкивание его бессознательно. Будьте маневренными и бдительными. Внутреннее спокойствие и сохранение баланса является нашей целью.

• РИТМ
Мы должны стремиться к цикличным движениям. В этом стремлении мы должны поддерживать SEMME (треугольник в круге). Вы должны знать, когда нужно двигаться МЕДЛЕННО и когда нужно двигаться БЫСТРО или когда сделать движения СИЛЬНЕЕ или СЛАБЕЕ (KANKYU KYOYAKU). Не во всех движений мы должны идти вперед или отступать. Научитесь понимать ритм выполняемых форм вашим телом. Когда вы поймете ритм вы освободите дополнительную энергию.

• ГИБКОСТЬ
Все движения должны выполняться плавно. Следует избегать пауз, перерывов и остановок. Должна быть непрерывность. Не используйте внезапных движений. Если движение начинается внезапно, оно также и заканчивается внезапно, и, следовательно, препятствует течению энергии. Поэтому ОСВОБОДИТЕ СВОЮ ЭНЕРГИЮ, а не складывайте ее в одну кучу . Поэтому обратите внимание на НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ (OKORI). Старайтесь двигаться легко и плавно БЕЗ ПОТЕРИ ФОКУСИРОВКИ.

• КОНТРОЛЬ ЭНЕРГИИ
Попробуйте сделать это видимым. Спокойные и тихие движения дают правильный поток энергии. Держите вес тела низко (КА). Представьте себя как будто подгруженным в воду, без потери своего центра. Дыхание и правильный психологический настрой должны быть в гармонии друг с другом. Вы должны сделать это естественным процессом. Концентрируя энергию в одной точке, плотно держите центр.

PS В принципе, в блоге я предполагал писать от себя лично. Но так понравилось статья сенсея, что решил процитировать. Особенно нравится то, что объясняется как явления философского и метафизического даже порядка (течение энергии и т.д.) используются в повседневной практике и позволяют повысить качество. А уж этого точно хочется!  

вторник, 3 июля 2012 г.

В начале 1 ката...


В начале 1 ката «Мае» (а также в «Сёхатто» и других членов этого «семейства») есть неспешное подготовительное движение. Разумеется, в различных ката оно выполняется по-разному в плане геометрии движений (хореографии), но само настроение сходное. И выполнение его часто вызывает затруднение. Чаще всего спешим и делаем слишком резво: как же!... атакуем же злонамеренного противника!..

Но в этой части ката нет атаки, а есть подготовка, включая и семе цука-гасирой. Темп движения медленный и спокойный, движения небыстрые и уверенные. Для того чтобы проиллюстрировать и облегчить понимание я использую такие вот описания...

1). Картинка: вы заходите в деревенский двор, прикрываете за собой калитку и обнаруживаете большую собаку, от которой прямо веет неприятностями. И сидит этот пес и недобро и внимательно следит за вашими действиями. Если попытаться двигаться быстро- это его спровоцирует на атаку, которая прямо сейчас вам не выгодна никак. Если двигаться слишком осторожно- это опять вызовет атаку.
Поэтому двигаться нужно неспеша и очень уверенно.

Также и в ката: быстрое движение спровоцирует противника на атаку или даст ему возможность контратаковать до того, как с вашей стороны завершится подготовка ситуации/позиции.

2). Если вы имеете намерение кого-то ударить (вне зависимости- в детстве из шалости или чтобы преуспеть в настоящей драке), то нет смысла бежать с яростной миной на лице и размахивая кулаками: объект или убежит или приготовится. Гораздо эффективнее будет подойти спокойно на дистанцию удара и нанести его прежде, чем ему можно будет противодействовать.

Также и в ката: спокойно взять меч, вставая извлечь его... а дальше у противника просто уже не получится сделать ничего толкового.

3). (эту сентенцию просьба несовершеннолетним и особам возвышенным не читать)

Анекдот:
На лужке пасутся коровы. На холмике около стоят два быка: молодой и старый.
Молодой старому: «А давай быстренько-быстренько спустимся с холма и поимеем вооон ту рыжую коровку?..» Старый мотает головой, «Му-у»— мол нет .
Молодой опять: «А тогда давай быстренько-быстренько спустимся с холма и поимеем вооон ту пёструю коровку?..» Старый мотает головой, «Му-у»— мол нет .
Молодой - опять: «А давай быстренько-быстренько спустимся с холма и поимеем вооон ту чёрную коровку?..» Старый мотает головой, «Нет!... Мы сейчас медленно и спокойно спустимся с холма и поимеем все стадо...»

Вот и в ката- спокойно начать, а потом уже не оставить шансов...