Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 25 сентября 2012 г.

Сэмэ... сэмэ... сэмэ!...

В кендо народ слышит это слово практически с самого начала тренировок. И для простоты его обозначают словом «вход», в значении как переход на удобную для удара дистанцию. И очень часто Сэмэ так и остается только входом. А ведь слово своим корнем обязано глаголу «сэмэру» - «давить». Конечно, Сэмэ- понятие ёмкое. Однако, главную часть этого явления составляет натиск. На тренировках в нашем клубе мы его часто так и называем, для удобства.

В иайдо понять сэмэ еще сложнее: виртуальность противника мешает. А понимать нужно обязательно.

В последние месяцы я много размышлял и работал над моим Сэмэ. Во многом потому, что получил прямо вот несколько хороших наставлений и объяснений по этой теме. Попробую их систематизировать и выделить основные составляющие по Сэмэ.

А. Сэмэ как подготовка для последующего развития атаки. Хорошая иллюстарция на основе Маэ. После проведения нукицукэ (неэффективного по сценарию), начинаем с движением вперед замах (для кириороши). И в этой части ката Сэмэ присутствует как нигде. Практически оно идет как неспешный замах, с готовностью нанести удар в каждый момент, самый настоящий натиск. Часто по Сэмэ в этом ката мы стараемся просто двигаться вперед, нацелив киссаки в лицо противника, считая эту часть движения за Сэмэ, а потом просто замах- и сечение. Но это ошибка!. Всё это движение целиком, включая замах, является Сэмэ.

В. Сэмэ как провокация. Задача с помощью движения вперед (подчас, больше- внутреннее), приглашать противника выполнить действие. Настроение здесь- как-бы открыть дверь и предложить войти, одновременно двигаясь вперед: мол, добро пожаловать!. Давление на противника здесь присутствует и через активное его смущение: от него ожидают действий, при этом понятно, что если он не начнет действовать, то начнет действовать оппонент.  В кендо: два противника в чудан-но-камаэ, напротив друг друга; медленно двигаемся вперед с готовностью перейти в любой момент к активным действиям. В иайдо: 5 ката сэйтэй: на втором шаге создаем натиск, выдвигая меч и направляя цука-гасира на противника; он начинает свою атаку, а мы проводим свою (и результативную).

С. Сэмэ как получение превосходства для последующей атаки/контратаки. В начале (или в процессе) схватки производится активный вход на удобную для себя дистанцию таким образом, чтобы противнику было неудобно проводить атаку с его стороны. В кендо это может быть проиллюстрировано как вход на более короткую дистанцию, с захватом центральной линии и отклонением меча противника в сторону (после чего само сечение- уже дело техники).
В иайдо: в Мусо Синден Рю в ката Гякуто после парирования и сечения через лицо противника (неэффективного по сценарию), без промедления движемся вперед, тесня противника и не давая ему атаковать (после чего делаем замах-сечение). 6 ката сэйтэй: на втором шаге создаем натиск, выдвигая меч и направляя цука-гасира на противника и — захватив преимущество - проводим свою атаку.
Также данное проявление сэмэ должно присутствовать практически при каждом замахе перед ударом.
У опытных иайдок и кендок, при выполнении сэмэ, натиск исходит от танден и проявляется парализирующий эффект (как у удава на кролика). Естественно, в этом случае превосходство становится более чем значительным.   


Естественно, все это составляющие единого явления; в разных ситуациях одно может проявляться сильнее, а другие меньше и т.д. Например 11ката сэйтэй: развиваем атаку, тесня противника, делая замахи и сечения с разных сторон: «А» и «С» присутствуют в большей степени. И так далее.

PS Не сомневаюсь, что более опытный человек найдет больше аспектов в Сэмэ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий