Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 19 марта 2013 г.

Наработка кириороши



«Только белый человек мог два раза подряд наступить на одни и те же грабли.» (цитата приписывается Чингачгуку).

Это я к тому, что самое основное сечение – кириороши –  мы подчас годами не делаем хорошо. Или хотя бы - правильно. Минуют годы, идут тренировки, вырабатываются самые разные навыки, экзамены успешно проходят. А кириорши часто остается с теми же ошибками, что и на первом году занятий. 

Разберем основные движения для упражнения, помогающего улучшить кириороши. Возьмем его в базовом варианте из положения чудан-но-камаэ (не самый простой, кстати, вариант).

Начнем практически с конца, т.е. с результата: №1. Собственно разрез. Из чудан-но-камаэ сделаем правой ногой шаг вперед; меч поднимем так, чтобы моноучи было на уровне головы (противника); хват сильный,  угол хвата уменьшенный (между запястьями и рукоятью), локти присогнуты. Из данного положения делаем разрез, опуская моноучи «от головы до горизонтального уровня» и одновременно быстро подставляя левую ногу на длину исходного чудан-но-камаэ. Правая нога должна быть достаточно «мягкой», позволить центру тяжести перемещаться вперед (а не вверх) при подстановке левой ноги. В конечном положении меч должен быть горизонтальным (линия киссаки–цука-гашира – горизонтально); цука-гашира от живота  примерно на расстоянии кулака.
Так и поработаем: поднимаем моноучи на уровень головы (+делаем шаг правой ногой вперед) и с усилием опускаем моноучи до горизонтального уровня (+подставляем левую ногу до длины камаэ).
В качестве дополнения можно поработать в парах: партнер придерживает моноучи препятствуя совсем свободному его опусканию.

Предыдущее движение: №2.Вывод меча на точку разрезания. Из камаэ сделаем шаг вперед правой ногой (то есть, получится – «удлиненное» камаэ); меч поднимем вверх, хват расслабленный (основание ладони открыто), угол хвата увеличенный (между запястьями и рукоятью), локти присогнуты, цука-гашира- надо лбом,  моноучи не ниже горизонтальной линии. Это наше исходное положение. Из него двигаем моноучи вперед, до уровня головы (и получаем исходное положение предыдущего упражнения). Практически - удар «Мэн» в кендо. При движении усилия начинаются с пальцев и кистей, затем включаются локти.
!-Это как раз то движение, которое у многих и не очень хорошо получается, требует особого внимания.
Очень важно, чтобы перемещалось именно моноучи с самого начала движения. Для этого начинаем движение с усилий пальцев и кистей и - преимущественно – левой руки.
Характерная ошибка - сразу, в начале, выдвигать цука-гаширу вперед.  Цука-гашира расположена близко точке вращения (левый кулак) и должна в начале движения поворачиваться книзу, практически оставаясь на месте. Еще одна нередкая ошибка - излишне разогнутые в локтях руки при завершении движения (что сказывается и на дальнейшем- №1).

№2а. Поработаем в парах:
Встаем в упор на колено, делаем замах (положение как в 1 или 2 ката сейтей непосредственно перед кириороши). Партнер встает слева; ставит пальцы одной руки нам на кулак левой, другой рукой прихватывает моноучи со стороны мунэ (не сильно защипывает его). Пытаемся делать движение №2. Партнер не позволяет левой руке свободно двигаться вперед до поднятия моноучи. Партнер обязательно дает обратную связь - все ли хорошо получилось.



Делаем еще один шаг к началу: №3. Завершаем замах. Стоя в камаэ поднимаем меч до положения «цуба на уровне глаз».  Хват расслабленный (основание ладони открыто), угол хвата увеличенный (между запястьями и рукоятью), локти присогнуты. Это будет исходным положением.
Отсюда делаем шаг вперед правой ногой и одновременно замахиваемся до ...исходного положения предыдущего упражнения.

Теперь и старт всего движения: №4. Начало замаха. Стоим в чудан-но-камаэ (все как положено: правильный хват, рукоятка направлена на тан-дэн, ширина кулака от цука-гашира до живота, киссаки на уровне груди и т.д.). Это будет исходным положением. Не спешно поднимаем меч до положения «цуба на уровне глаз», постепенно увеличивая угол хвата, хват становится расслабленным (основание ладони открыто), когда цуба приходит на уровень глаз,  т.е. принимаем исходное положение предыдущего упражнения. 


Теперь объединим все движения в серию, составим из них упражнение.
- Движение №1- 10раз.
- Движение №2- 10раз.
- Движения №2 и 1) без остановки - 10раз.
- Движение №2а – по 10 раз
- Движения №1 и №2 без остановки - 10раз.
- Движение №3 – 5 раз.
- Движения №3 и №2 без остановки - 10раз.
- Движение №4 – 5 раз.
- Движения №4 и №3 без остановки - 10раз.
- Кириороши полностью- 3 раза медленно, 3 раза динамично – 3 серии.


И еще одно полезное упражнение. Резы тремя частями клинка. Как известно, у клинка есть три зоны: моноучи, средняя треть и ближняя треть (цуба-моно). Делаем сечения по 3 раза ближней частью клинка, средней и моноучи. 3 повторения. Затем по 1 разу каждой частью клинка - 5 повторений.
Обращаем внимание и на звук, и на свои ощущения. Суть в том, что из этих 3х вариантов правильным является только сечение с моноучи. Упражнение позволяет научиться отличать для себя правильное сечение от неправильных, лучше ориентироваться по своим ощущениям.   

Разумеется, эти упражнения и их части можно использовать и по-другому.
В приведенной выше последовательности и количестве за 3 недели мы все получили значительное улучшение своих кириороши.


(пересказ истории из книжки Стивена Кови)
Иду и вижу: мужчина пилит дерево. Работает изо всех сил. Но пила совсем тупая и прогресса особого нет. Говорю ему: «Господин хороший, вы бы пилу наточили. Будет намного лучше!» А он отвечает: «Мне некогда! Видите - я пилю дерево!..»

Точно так и у нас. Периодически стоит отдельно обращаться к упражнениям для кириороши («пилу затачивать»). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий