Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 30 декабря 2012 г.

Движения быстрые и медленные


Термин «Канкю» (kanku, 緩急) означает правильное сочетание движений быстрых и медленных, усиленных и расслабленных во время сечения и в исполнении ката.
Сказать, что «канкю - это важно», просто ничего не сказать. Это ОЧЕНЬ важно. Без него нет ни правильного исполнения, ни возможности развивать иайдо. По большому счету, отсутствие хорошего канкю не позволяет ни добиться правильного тайминга, ни сделать технику эффективной, ни достичь высокой скорости.

Кириороши.
При исполнении кириороши, в плане канкю, у нас три основные фазы:
1) замах: он должен быть без напряжения и медленнее, чем сечение. 
2) собственно сечение: быстро, с правильно приложенным усилием.
3) остановка сечения: оно должно очень точным.

Если все выполнено правильно, то имеем: в момент завершения замаха нет напряжения в мышцах, задействованных при подъёме вверх рук и меча, т.е. не потребуется времени/усилий на их расслабление при начале сечения; соответственно – эти мышцы не будут мешать старту сечения и оно получится быстрее.

Именно неспешный замах дает развитие возможности быстрого сечения (и первого и последующих). То есть, при основной работе делаем замах без усилий (неспешно) и формируем навык, который в последствии даст возможность замахнуться весьма быстро без применения усилий.

Кстати, нужно отметить, что нанести последующий удар как можно быстрее в большинстве техник не требуется. Гораздо чаще требуется хорошее сэмэ и контроль противника перед следующим ударом. К технике сэйтэй это относится в первую очередь.  

Если рассматриваем технику с точки зрения трёх уровней корю (Шодэн-Чудэн-Окудэн), то самые быстрые сечения идут именно в Окудэн, часто практически непрерывно одно за другим. Выполнять ката Окудэн медленно не так и трудно, а вот быстро- сложно. Одна из основных проблем в освоении Окудэн и состоит в том, что не получается работать быстро (без сформированного навыка замаха без лишних усилий).


Упражнения для улучшения канкю в кириороши.
1). Исходное положение- чудан-но-камаэ. Делаем три шага, медленно замахиваясь, в конце 3го шага — кириороши; затем продолжаем шагать дальше и повторяем упражнение. Важно распределить замах  равномерно на все три шага. Распространенная ошибка: сделать замах быстро и двигаться вперед, замахнувшись мечом над головой (выглядит круто, но много толку не дает). Упражнение желательно выполнять несколько раз, в форме «прогулки» по залу.
Дополнительный аспект в этом упражнении- тренировка баланса при кириороши. Если делать неправильно, то получается припадание на ногу на каждом 3-ем шаге (как периодически возникающая хромота).

2). Это вариация на предыдущее упражнение. Все также, но на четыре шага.

3). Исходное положение: стоя в камаэ, руки и меч- как после выполнения нукицуки в 1ката сэйтэй. Делаем три шага (начиная с правой ноги), медленно замахиваясь, в конце 3го шага — кириороши с подстановкой левой ноги. Важно распределить замах  равномерно на все три шага. Распространенная ошибка все та же- сделать замах быстро и двигаться вперед, замахнувшись мечом над головой. И добавляются обычные ошибки от 1ката: опускание кенсена ниже горизонтали, «ныряние» кенсена при старте кириороши, хватание левой рукой рукояти раньше времени, невозвращение саи на центр и т.д.

4). (это посложнее) Исходное положение- как после выполнения нукицуки в 1ката сэйтэй (опора на левое колено и пр.).  Делаем замах как в 1ката сэйтэй, во время которого ставим правую ногу на колено (т.е. опираемся на два колена и подушечки пальцев) и без остановки ставим левую ногу вперед на стопу, после чего сразу же делаем кириороши.. Т.о. во время замаха меняем ноги местами (в промежутке встаем на колени), а работа рук- как в 1ката сэйтэй (от момента завершения нукицуки до кириороши включительно). Затем меч и сая возвражаем в исходное положение и повторяем упражнение, начиная с другой ноги.
  
Ката.
Ката, будучи формой, несут в себе определенную технику, вадза, соответствующую(-ие) сценарию, ситуации. И - соответственно ситуации - в ката есть быстрые и медленные движения. Если ритм ката нарушается, то нарушается и эффективность используемых в ней техник. Тот момент, что в ката присутствуют неспешные движения, может показаться признаком ее не_эффективности и отстарненности от реальности. Но это в действительности совсем не так: небыстрые движения в ката относятся к подготовке для атак/контратак; если пренебречь ими, то не получается научиться правильно использовать различные техники, добиться их результативности. Одна скорость ничего не дает.

Упражнения для улучшения канкю в ката.

Собственно, это даже и не упражнения, а подход для работы над любым ката.
- Обыкновенное исполнение ката — 1 раз.
- Медленное исполнение: все движения выполняем очень медленно, просто как замедленное видео — 1-2раза.
- Комбинация быстрых и медленных движений: все небыстрые движения выполняем также очень медленно, а все быстрые движения — выполняем с их обычной скоростью — 2-5 раз.
- Обыкновенное исполнение ката — 1 раз.

Ключевым является исполнение с комбинацией быстрых и медленных движений. Именно оно дает качественный скачок в улучшение канкю. В том числе и потому, что заставляет отнестись просто внимательнее к ката и лучше разобраться какие движения быстрые и какие- медленные. 

В качестве примера рассмотрим 1ката сэйтэй. Для этого разберем ее на отдельные действия и отметим отдельно быстрые (зелёный маркер) и медленные движения (красный маркер).

А
1) Сидя в сэйдза, поместить левую руку на сая, а правую руку на цука.

2) Поднять бёдра, вытягивая меч из сая и сделать шаг правой ногой вперед,

3) Выполнить горизонтальный разрез через висок противника, одновременно с саябики.

В
4) Выполнить фурикабури и взять катану двумя руками, одновременно вернув коигучи к центру тела; продвинуть левое колено вперед и сделать шаг вперед правой ногой.

5) Выполнить кириороши по центральной линии.

С
6) Переместив левую руку на оби, отвести меч вправо на уровне плеча и затем, согнув руку в локте, поднести меч к голове.

7) Выполнить о-чибури и одновременно встать на ноги.

8). Сменить ноги.

D
9). (в процессе выполнения ното) Взять коигучи левой рукой и поднести меч в области цубы к коигучи.

10). (в процессе выполнения ното) Отвести правой рукой меч, отвести левой рукой сая за спину и сразу же надеть сая на меч.

11). (в процессе выполнения ното) Вложить меч в сая, одновременно опускаясь на левое колено.

E
12) Встать и подвести левую стопу на один уровень с правой.

13) Убрать правую руку с рукояти, приняв положение тайто. Вернуться на исходную линию.


Естественно, все три типа исполнения можно чередовать по-разному.

В общем- успехов нам в улучшении канкю!

И огромная признательность моему сенсею за то, что не только научил целой серии прекрасных упражнений, но - главное! - смог дать мне понимание важности канкю. 

1 комментарий:

  1. Огромное спасибо за такой новогодний подарок! С Наступающим Новым годом!!!
    Это как раз то, чего не хватает. Будем тренироваться...

    ОтветитьУдалить