Под «Принципом сохранения
энергии» - названием довольно громким - имею ввиду следующее: замах+рассечение
можно рассмотреть как некую замкнутую систему, в которой присутствует определенное
количество энергии. Формула: Э=З+Р
Соответственно, чем больше
оной было использовано при замахе, тем меньше её останется на само рассечение,
делая его зажатым, некачественным и даже слабым.
Суть явления также подтверждается
и с анатомо-физиологической точки зрения: при замахе излишнее напряжение мышц
(в основном – сгибателей) требует расслабления оных до/во_время самого
рассечения, когда работают совсем другие мышцы (в основном – разгибатели). Соответственно,
чем меньше напряжения мышц было при замахе, тем легче и быстрее будет
рассечение.
Хотя мне как-то приятнее
воспринимается «энергораспределительное» пояснение. И – как заметил – также многим
иаидокам.
По своей природе я склонен к
излишнему напряжению в ката. Поэтому над убиранием оного и расслаблением
потрудиться пришлось немало (что и продолжаю).
Почему-то мне в работе над
контролем распределения напряжения больше всего помогло следующее упражнение..
Как-то в нем легче все усваивается, по моему опыту.
Можно назвать – Учебная ката
Исходное положение: стоя на
месте, меч в Оби (Тайто).
(в целом движения похожи на
1ката)
1) Беремся двумя руками за
меч, выдвигаем его на половину примерно, направляя Цука-гасиру на центр
Кассо-теки.
2) Делаем шаг правой ногой
вперёд, продолжая вытаскивать меч и поворачивая его вдоль оси на 90° против
часовой стрелки. Правая рука на этой стадии остается чуть согнутой в локте.
3) Выполняем Саябанаре и
горизонтальное рассечение с Саябики. Следим за тем, чтобы рассечение получалось
с использованием «открытия груди» влево, с помощью мышц верхней части спины (не
только руками).
4) Делаем замах по диагонали
на левым ухом (как в 1ката все). Во время которого ставим правую ногу на один
уровень с левой (т.е. обе ноги встают на одну линию), и делаем шаг вперёд левой
ногой. Нужно следить за тем, чтобы замах закончился как раз при шаге левой
ногой вперёд. Замах делаем без спешки, но и без потери концентрации. Также
важно убрать напряжение из плечей (особенно правого); это часто создает
опускание Киссаки ниже горизонтали.
5) Сразу же делаем Кириороши.
Следим чтобы рассечение получалось «от живота», не только руками и плечами.
6) Выполняем Омори-Чибури,
шаг правой ногой на одну линию с левой, шаг левой ногой назад. (всё как в
1ката).
7) Выполняем Ното, в конце
которого перемещаем правую ногу на одну линию с левой.
8) Беремся двумя руками за
меч, выдвигаем его на половину примерно, направляя Цука-гасиру на центр
Кассо-теки.
9) Делаем шаг левой ногой
вперёд, продолжая вытаскивать меч и поворачивая его вдоль оси на 90° против
часовой стрелки. Правая рука на этой стадии остается чуть согнутой в локте.
10) Выполняем Саябанаре и
горизонтальное рассечение с Саябики.
11) Делаем замах по диагонали
на левым ухом. Во время которого ставим левую ногу на один уровень с правой (т.е.
обе ноги встают на одну линию), и делаем шаг вперёд правой ногой. (все аналогично
#4, но с левой ногой вперёд)
12) Сразу же делаем Кириороши.
Следим чтобы рассечение получалось «от живота», не только руками и плечами.
13) Выполняем Ёко-Чибури.
14) Выполняем Ното, в конце
которого перемещаем правую ногу на одну линию с левой.
В отношении рекомендации «расслабить
тело» во время замаха, часто возникает вопрос: ой, как же тогда саму работу вершить?
Образный пример по этому
поводу. Представьте, что спокойно идете по улице. Да для передвижения некая энергия
тратится, но большого усилия и излишнего напряжения нет. Теперь представьте,
что начинает накрапывать дождик. Движение ускоряется, но слишком большого
усилия и излишнего напряжения опять таки нет. А вот если прыгнуть через лужу,
то большое усилие и напряжение проявятся. Примерно так и происходит с
замахом+рассечением: некое усилие при замахе есть – как при спокойной ходьбе, а
при рассечении усилие вполне значительное – как при прыжке.
Объяснение или образ можно
выбрать для себя любой, лишь бы помогал и работал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий