Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Дзё-Ха-Кю на практике

Термин этот я услышал относительно давно, но... с одной стороны, считал, что понимаю его значение, с другой - не обращал особого внимания, относясь к нему как явлению возвышенно-описательной теории. Что характерно, положение изменилось под воздействием сенсея :) Особенно, когда мы перешли от слов к практической отработке. Случилось это уже несколько месяцев назад. Но в достаточной степени материал «переварить и осознать» более-менее получилось не так давно.
Значение термина «Дзё-Ха-Кю» в разных источниках приводится немного по-разному:
- Медленно, быстрее, очень быстро.
- Вступление, разрыв, внезапность.
- Медленно, гладко, быстро (“slow, smooth, speed”).

В целом, пожалуй, можно описать термин таким образом:

- Дзё. Начало движения. Выполняется чаще неспешно или даже совсем медленно. Соответствует положению, когда ситуация не полностью ясна или требует небыстрых действий.

- Ха. Развитие движения. Идёт с нарастающим большим или меньшим ускорением. Выполняется сэмэ. Подготавливается необходимая дистанция.
- Кю. Завершающая часть движения; самая быстрая. Собственно, выполняется само рассечение.


На мой взгляд, самым трудным и даже ключевым является Ха.
Именно во время выполнения Ха завершается формирование выгодного положения для атаки/контратаки; выполняется Сэмэ с двумя основными целями – подавить противника или заставить его предпринять ошибочные действия. Наиболее часто встречающаяся ошибка при выполнении Ха заключается в том, что прикладываются излишние усилия. В результате чего к моменту выполнения Кю часть сил и энергии уже потрачены, плюс - напряжены мускулы, которые могут/будут мешать быстрому и точному Кю.


Образцовый пример – Нукицукэ в ката №1, «Маэ».
- Дзё: Взяться обеими руками за меч, выполнить Коигучи-но-кири-ката (снятие меча со стопора).
- Ха: Продолжая выдвигать меч, поднять бёдра, сделать шаг правой ногой вперед.
- Кю: Выполнить Саябанарэ и последующее горизонтальное рассечение с Саябики одновременно.

С Дзё все более-менее просто: действуем спокойно и неторопливо.
Если выполнить Ха слишком энергично, особенно в последней его части, то мы имеем:
- слишком большую скорость в конце движения (от чего страдает сам рисунок ката) и даже равновесие;
- слишком крепкий захват Саи и меча (что отражается в Кю на качестве Саябанарэ; правый кулак вместе с мечом начнет уходить вправо раньше, чем Моноучи достигнет правого виска Кассо-теки)
- мышцы спины напряжены излишне (в результате в Кю правое плечо недостаточно выносится вперёд и не достигается нужная дистанция, в рассечении недостаточно используется реверсивное движение левой руки и рассечение в бОльшей степени идёт одной правой).
Соответственно, при нарушенном Ха будет и некачественное Кю, а также нарушение самого рисунка ката.


Еще один важный момент состоит в том, чтобы Ха и Кю соответствовали друг другу по скорости и мощности выполнения. Если Кю - после весьма умеренного Ха - будет выполнено слишком сильно и мощно, то это отразится на качестве самой исполняемой ката. Вспомним и про принцип Канкю-Коджакю: сбалансированность быстрых и медленных, сильных и слабых движений.

Проиллюстрируем на примере 6 ката «Моротэ-дзуке».
- Дзё: Сделать первый и второй шаги вперёд, на втором шаге взяться обеими руками за меч и выполнить Коигучи-но-кири-ката, направляя Цука-гаширу на противника.
- Ха: Продолжая движение, сделать третий шаг и выдвинуть меч, направляя Цука-гаширу на противника.
- Кю: Выполнить Саябанарэ и рассечение с Саябики одновременно.

Представьте, что Ха выполнено весьма спокойно, а во время Кю произошло могучее форсирование. Вероятнее всего, получилось плохое Ки-Кен-Тай-Ичи и всё исполнение выглядело негармоничным.
А теперь представьте, что после вполне правильного Ха, Кю выполнено с той же небольшой скоростью и энергией. И всё получилось вяло и слабо.


Теперь немного о Кю.
Это, собственно, само рассечение. Оно должно быть мягким и резким одновременно. Рене-сенсей на последних семинарах постоянно подчеркивал это. Слова “
Soft and sharp” у мнооогих впечатались в память.
Мягкость достигается отсутствием излишнего напряжения тела. Более того, она же позволяет использовать при рассечении только нужные мускулы. Что, в свою очередь, легче достигается при правильно выполненном Ха.
«Подумайте об этом, Штирлиц!»


Обратимся к практике. Для этого все части ката, над которой трудимся, разложим для себя на Дзё-Ха-Кю. И во время исполнения вслух или про себя, самостоятельно или вместе с партнерами приговаривать  «Дзё... Ха.. Кю» соответственно движениям.
В качестве примера продолжим с той же любимой 1 ката, выполняя её и приговаривая мантру «Дзё-Ха-Кю»:
- «Дзё»: Взяться обеими руками за меч, выполнить Коигучи-но-кири-ката (снятие меча со стопора).
- «Ха»: Продолжая выдвигать меч, поднять бёдра, сделать шаг правой ногой вперед.
- «Кю»: Выполнить Саябанарэ и последующее горизонтальное рассечение с Саябики одновременно.
- «Дзё»: Начать передвижение вперед одновременно возвращая Коигучи к центру и начав делать замах.
- «Ха»: Продолжая двигаться вперед, завершить замах и взяться за меч обеими руками; сделать шаг вперёд правой ногой.
- «Кю»: Выполнить Кириороши.
(микропауза)
- «Дзё»: Повернуть меч вдоль оси, .
- «Ха»: Отвести меч в сторону, затем к голове, начать поднимать Моноучи вверх.
- «Кю»: Одновременно с вставанием завершить Тибури

Остальные действия в ката в плане Дзё-Ха-Кю уже не так сложны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий