проф. Ойа Минору, 7-й дан кёси кендо
(перевод с английского: Антон Федотов)
Сначала коснемся Камаэ. В
правильной Камаэ вес распределен между двумя ногами, сама позиция устойчива,
Тандэн направлена вперёд, на центр противника. В общем – все знакомые слова.
Используем для понимания
предмета Чудан-но-камаэ (самая основная позиция, как не крути): вес распределен
правильно, корпус развернут фронтально вперед, левая нога выпрямлена и хорошо
пружинит, правая нога присогнута в колене и не напряжена излише, и т.д.
«Внешняя» составляющая Камаэ – получилась
(будем считать).
Ещё поработаем над её
наполнением. Центр тела + вместилище самурайской души расположен ниже пояса
(точка Тандэн). Оная расположена в окружении самых мощных мышц тела – бёдер и
поясницы. Таким образом, все самое важное расположено под хакама.
Движения тела должны производиться
от Тандэн (а не от плеч и рук, как большинство из нас делает).
Итак, примем Чудан-но камаэ.
Поднимем руки вверх, затем опустим через стороны вниз (меч остается в правой
руке), немного приподнимем и снова примем Чудан-но-камаэ; во время движения рук
как бы собираем энергию вокруг себя и наполняем ею Тандэн и пространство перед
ней. Обычно это упражнение получается хорошо.
В результате, кроме внешней
составляющей, улучшается и внутренняя; в большей степени развивается ощущение
Тандэн.
Теперь пара моментов для
проверки стабильности Камаэ.
- Вы стоите в Чудан-но-камаэ. Партнер встает
сбоку и элегантно толкает вас в плечо (не слишком сильно). Если вы падаете –
что-то неправильно с позицией, с весом тела,
с распределением напряжения и энергии. Пробуйте, пока не будет
получаться.
- Из Чудан-но-камаэ сделать с шагом вперёд
Кириороши до горизонтального уровня. И, опять же, находящийся там партнер
толкает вас в плечо сбоку. При выявленной неустойчивости констатируем наличие
отсутствия стабильной Камаэ. И продолжаем над ней работать.
Стабильность и правильное
положение корпуса присутствовать должно не только в Чудан-но-камаэ, естественно,
но также и во всех основных и промежуточных.
Для проверки положения
основных Камаэ...
- ...из Чудан поднимем руки до миги-Дзёдан.
- Затем сделаем шаг правой ногой назад и примем хидари-Дзёдан (верхняя часть корпуса чуть поворачивается).
- Опустим руки ниже и примем Хассо (корпус ещё немного поворачивается).
- Опустим руки и меч и примем Ваки-камаэ (корпус поворачивается ещё сильнее).
- Сделаем шаг правой ногой вперёд, примем Гэдан (корпус становится фронтально).
- Поднимем руки и меч, принимая Чудан-но-камаэ.
Во всех 6-ти положениях
должны быть и устойчивость и стабильность.
В качестве такой «промежуточной»
камаэ можно привести следующую. В 1 ката (Маэ), после завершения Фурикабури
есть положение, когда меч поднят над головой, левое колено находится
практически на одной линии с правой стопой; опора на левой колено, носок левой
стопы и правую стопу. Так вот это положение может быть названо как промежуточная
камаэ, т.е. не имеющую специального названия, но обладающую и достаточной
устойчивостью и направленностью Тандэн вперёд.
Из этого положения, когда
ставим правую ногу вперед и выполняем Кириороши, не должно случиться наклона
корпуса и пр. проявлений нестабильности. По большому счёту, сама Камаэ тут не
так сильно и меняется (правая нога уходит на примерно 30 см вперёд – и всё);
стабильность не нарушается вовсе. Последите за этим положением во время работы
над 1 ката.
Подобных моментов в ката Иай
масса. И если само положение не является одной из основных камаэ, это вовсе не
значит, что оно должно быть/может быть нестабильным.
В статичном положении камаэ
чаще принять/сохранять получается. Сложнее – при передвижении. Возьмем тот же
базовый пример, когда из Чудан-но-камаэ выполняем с шагом вперёд Кириороши до
горизонтального уровня.
В начале движения возникает
толчок левой ногой. При этом, если не выполняем перемещение центра тяжести, а
просто делаем шаг, то корпус начинает разворачиваться. Сие может дополнительно
усилиться в момент подстановки левой ноги. В результате в конце завершения
Кириороши, корпус и Тандэн направлены под углом влево, левая нога также
развернута и пр. Плюс часто правая нога излишне выпрямлена и напряжена,
дополняя картину полного краха камаэ.
За этим придется следить,
добиваясь стабильной камаэ и в начале и в конце движения.
Есть замечательное упражнение
по развитию и стабильности камаэ и правильного ритма Ичи-хёши.
Рассечения в 8-ми направлениях
Во всех случаях выполняем шаг
(или поворот и шаг) в определенную сторону с рассечением на подшаге, не просто
поворот на месте.
Выполнить желательно как
минимум 2-3 серии.
Если работаем в группе, то
хорошо делать вместе, по команде.
Идеальные движения и
рассечения происходят естественно, как это делают по-настоящему опытные
иайдоки.
В процессе обучения
приходится следить за тем, что и как выполняешь. Уследить за всем и думать обо
всем одновременно не получается.
На чём же сконцентрироваться (в свете настоящей темы)?
На том, что движения и рассечения идут от Тандэн. И на том, что самая подвижная и важная часть клинка – Моноучи – идёт первой вверх при замахе и первой вперёд и вниз при рассечениях.
На чём же сконцентрироваться (в свете настоящей темы)?
На том, что движения и рассечения идут от Тандэн. И на том, что самая подвижная и важная часть клинка – Моноучи – идёт первой вверх при замахе и первой вперёд и вниз при рассечениях.
Кратко: Моноучи и Тандэн.
Так часто и бывает:
возьмешься работать над одним, а за ним всплывает второе При чём - оно
оказывается больше и глубже...
Комментариев нет:
Отправить комментарий