Слова «Ки-кэн-тай-ичи» мы слышим буквально на первых своих
шагах в иайдо и кэндо. Через какое-то время – если не с самого начала – это
высказывание «приедается» и начинает восприниматься как некий лозунг, как что-то
наверное важное и отдаленно высокое... А не как практический принцип, которым и является в действительности.
Причём требования к качеству к Ки-кэн-тай-ичи различны по
мере продвижения. То, что вполне хорошо для первого года обучения, совсем не достаточно
для пятого или – тем более – десятого (не говоря уже про дальнейшее).
Например, при выполнении Кириороши для новичка сделать замах
с шагом одной ногой вперед и завершить рассечение с подстановкой другой ноги,
включив корпус – это хорошо и даже достаточно. Раз-два… Далеко не у всех получается добиться и этого быстро.
На следующем этапе получается вложить силу корпуса и выполнить
всё достаточно динамично.
Потом появляется требование (уже не пожелание) выполнения
замаха и удара как единого движения: «Ичи-хёши»; без излишних усилий при
замахе, без остановки, с нарастающей скоростью.
Постепенно критерии оценки (требования к качеству выполнения)
становятся ещё более строгими. Теперь уже не только синхронизация движений и
хороший ритм, но и важность включения нижней части корпуса. Причем – включение
правильное, не форсированное, естественное.
Возьмем несколько упражнений для работы над улучшением «Ки-кэн-тай-ичи»
в Кириороши в различных положениях.
Начнём даже не с упражнения. Просто примем стойку
Чудан-но-камаэ. И хорошенько проверим все детали. Положение тела: спина –
прямо, голова также прямо, подбородок чуть опущен, плечи развернуты, таз чётко
фронтально вперед, колени направлены вперёд, и т.д. правильный хват меча, локти
не прижаты к корпусу, меч расположен точно в центральной плоскости и т.п. По большому счету, принять правильную
камаэ бывает не так просто даже для тех, кто уже не первый год занимается. Стоит
прибегнуть к помощи зеркала и сотоварищей.
Если положение меча и рук после выполнения Кириороши может
быть разным, то положение корпуса и его расположение относительно фронтальной
плоскости должно быть таким же правильным, как и в исходной камаэ. Да, конечно,
впереди может находится не правая, а левая нога; камаэ в отдельных случаях
может быть более длинной и т.д. Но таз и колени всегда точно направлены в
сторону противника, а вес тела правильно распределен между обеими ногами.
То есть во время выполнения Кириороши стараемся сделать всё максимально хорошо
с точки зрения Ки-кэн-тай-ичи (в зависимости от своего настоящего уровня). Для
самого рассечения как минимальный ориентир – выполнение в едином ритме («Ичи-бёши»).
Перейдем к упражнениям.
1) Из Чудан-но-камаэ делаем замах с шагом вперёд и Кириороши с подстановкой
ноги. Проверяем положение тела и меча. Отмечаем что получилось хорошо, а что –
нет; делаем выводы.
Оставляем меч в одной руке и спокойно отходим назад.
Снова занимаем хорошую Чудан-но-камаэ и выполняем Кириороши с шагом вперёд.
Так и работаем. Лучше – не менее 10ти раз за один подход.
Из ошибок, связанных с положением тела, самая частая – это небольшой поворот
корпуса влево плюс поворот влево стоп (одной или обеих).
2) Теперь с шагом вперёд выполним рассечение до уровня
подбородка, с шагом назад – до горизонтали. Темп выполнения – достаточно
динамичный. Корригируем положение меча и тела во время работы, не делаем
специальных остановок.
3) Делаем разворот и Кирироши как в 6 ката. Кроме работы над
правильным движением меча и тела, снова «подтягиваем» точку зрения от
Ки-кэн-тай-ичи.
После разворота и смены ног корпус часто получается отклоненным в сторону. А
после замаха – ненужная пауза.
4) Займем положение правым боком к Шомэн, камаэ с левой
ногой вперед. Как в 7 ката после второго рассечения, как в 10 ката перед атакой
третьего противника.
Взгляд вправо. Отсюда в одно движение правильные разворот и замах через
Укэнагаши и Кириороши.
Из-за поворота с переносом тяжести больше на левую ногу и наличия защитного
движения ритм часто получается неправильный. Ну, и положение тела тоже.
5) Займем положение как в 11 ката после третьего шага.
Отсюда нужно отступить назад с защитным движением и сразу же выполнить
рассечение до подбородка (причем уже двумя руками).
Из-за передвижений вперёд-назад, наличия защитного движения с мечом в одной
руке, а рассечения уже при двуручном хвате, и баланс и ритм легко нарушается. С
чем и боремся.
В общем-то, очень многие элементы разных ката могут быть использованы для улучшения
Ки-кэн-тай-ичи. Включая, конечно же,
любимое всеми Фурикабури и Киророши в 1 ката. Это же просто нектар, а не
движение, источник стимула к развитию на годы и годы!...
Работа над базой всегда трудна. Однако без оной
будет не иайдо, а какое-то (неприличное слово).
Комментариев нет:
Отправить комментарий