Надо сознаться честно, что это были самые
большие соревнования, в которых мне приходилось принимать участие. И, более
того, на этот раз я снова оказался «по ту сторону»: принимал участие в
состязании по иайдо в качестве участника (а не как организатор и/или рефери,
что имело место быть много чаще).
По итогам имею несколько зарисовок.
Подготовка к демонстрации
Понятно, что Эмбу (демонстрация) на
соревнованиях отличается от такового на экзаменах. Также понятно, что основное
отличие в том, что на экзаменах комиссия оценивает проходишь ли по определенным
критериям на ту степень, на которую претендуешь. А на соревнованиях
сравнивается качество техники двух оппонентов. Как выразился сенсей Junichi
Kusama (Iaido Hanshi 8 Dan), который вел нашу группу на семинаре:
«Одна из ваших главных задач – сделать выбор для рефери очень трудным», мол,
чтобы было трудно выбирать лучшего из двух хороших.
Соответственно, к соревнованиям нужно
готовиться несколько иначе, чем к экзаменам, и...
...Нужно больше усилий по чёткости и
«гладкости» исполнения. Так, чтобы не только все контрольные точки по каждой
ката были выдержаны, но было видно, что вы знаете ката действительно хорошо. Во
многих случаях (как например в 3 ката) не нужно демонстрировать высокую скорость
и большую силу при сечении; нужно делать чётко и плавно. Молодецкое рассечение не требуется демонстрировать (максимум- в рамках корю, т.е. для 4-6 данов).
...Нужно быть готовым к борьбе духа. Для
этой цели потребуется помощь коллег. Дело в том, что надо постараться «давить»
на своего оппонента качеством своего исполнения ката. Это сложно. Точно в этом
плане сложнее, чем в кендо, где вы находитесь в непосредственном контакте с
оппонентом и можете воздействовать на него физически.
...Еще один момент- время исполнения.
Нельзя позволить себе выйти за отпущенное на Эмбу время. В целом - это также,
как и в Эмбу для экзаменов. Но есть такой нюанс, что комиссия на соревнованиях
часто ставит не 1 ката первым, а – например - №2 или №3. Возможно - просто для
облегчения своей работы :). В этом случае нужно учесть время для пересаживания.
Также, на экзаменах в Эмбу пять ката, как правило. А на соревнованиях (особенно
- в начале таковых) используется три ката. А для трёх ката время на
исполнения каждой из них - меньше. И расклад по времени получается примерно
такой (с учетом средней скорости исполнения ритуалов):
Пять ката
|
Три ката
|
Три ката плюс
|
|
Итого:
|
05:45
|
03:45
|
03:46
|
Ритуал1
|
00:45
|
00:45
|
00:45
|
(пересаживание)
|
0
|
0
|
00:10
|
Ката1
|
00:51
|
00:45
|
00:42
|
Ката2
|
00:51
|
00:45
|
00:42
|
Ката3
|
00:51
|
00:45
|
00:42
|
Ката4
|
00:51
|
00:00
|
00:00
|
Ката5
|
00:51
|
00:00
|
00:00
|
Ритуал2
|
00:45
|
00:45
|
00:45
|
Восприятие и обучаемость
Как сказала одна моя сенпай, соревнования это «очень впечатляющее и очень расстраивающее событие». Полностью с этим согласен!
При этом давайте вспомним, что, кроме
всего прочего, крайне важным результатом соревнований является личное развитие
и повышение качества своего иайдо. А для этого нужно получить максимум и от
соревнований (своего выступления и просмотра выступлений других) и от
предшествующего семинара.
Проанализировав, я нашел три основных вида
реакции участников на происходящее:
- "Понимание
и принятие": люди смотрят, пробуют, делают выводы и пытаются
понять глубже то, что видели и чему научились, правильно приложить к себе.
- "Непонимание":
Другие смотрят, и даже формально соглашаются с замечаниями и примерами, но в
реальности продолжают делать то, что они делали ранее, не работают над
улучшением в действительности.
- "Отторжение": Третьи считают, что то, что они видели, что
им показали, не приложимо к ним частично или полностью; что в действительности то,
чему они учатся «дома», является правильным и "и здесь этого не
понимают"...
Конечно, все три эти три вида реакций
могут быть смешаны в разной степени, как и цвета, как желтый, красный и синий .
Но на практике "основной цвет" хорошо видно со стороны. Конечно, я
хотел бы иметь только чистое "желтое" понимание для себя и всех будо
- друзей. Тем более, что в основном «красное» и «синее» не дает
прогрессировать. Правильное восприятие является частью будо-жизни, не правда
ли?
А такое явление, как EIC – хорошая
проверка для своей готовности развиваться.
PS Не примите, пожалуйста, «жёлтое» восприятие, как принцип тупого копирования, всего что видели; все должно пропускаться через призму линии вашего сенсея. Это и является правильным приложением
Главный совет
Другой мой сенпай готовился к экзамену на
6 дан. В их группе был дан совет тем, кто готовится к экзамену: «Вы должны
продемонстрировать, что контролируете тело и меч в каждый момент в каждом
ката». Звучит как что-то простое и очень важное, как то, над чем нужно работать
и чего важно достичь. Я думаю, что это отражает высокий уровень приложения
принципа «Ки-Кен-Тай-Ичи». На начальном уровне получается только Кен-Тай-Ичи:
тело и меч работают согласованно. Но вот когда они контролируются духом - вот
тогда все и получается хорошо, достигается настоящий баланс.
Успехов нам и в этом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий