Слышали про такое?.. Ну, если
– нет, то это не мудрено. J
Ибо выраженьице придумал я.
Хотя вовсе не исключено, что в Будо соответствующее понятие есть. При возможности обязательно обсужу это с опытным японоговорящим будокой.
Ибо выраженьице придумал я.
Хотя вовсе не исключено, что в Будо соответствующее понятие есть. При возможности обязательно обсужу это с опытным японоговорящим будокой.
Перейдём к сути.
Сначала немного вспомним про
явление Камаэ вообще.
Как известно, есть понятия Кокоро-гамаэ (или Камаэ внутреннее, Камаэ духа), состояние готовности к атаке и контратаке, включительно до того, как что-то произойдёт,
и
Ми-гамаэ (или Камаэ внешнее), поза/позиция, которую принимает Будока для того, чтобы двигаться и выполнять атаку или контратаку.
Как известно, есть понятия Кокоро-гамаэ (или Камаэ внутреннее, Камаэ духа), состояние готовности к атаке и контратаке, включительно до того, как что-то произойдёт,
и
Ми-гамаэ (или Камаэ внешнее), поза/позиция, которую принимает Будока для того, чтобы двигаться и выполнять атаку или контратаку.
Иайдо учит развитию
Кокоро-гамаэ – что называется – до степени «всегда». Это, фактически, основа
Иайдо.
Мы коснемся именно Ми-гамаэ, т.е. позицию тела+меча, стойки.
Если рассмотрим положение «до начала схватки», то найдем целый ряд базовых позиций с извлеченным мечом (Чудан-но-камаэ, Дзёдан-но-камаэ и т.д.) и с мечом внутри Саи (Тайто) стоя и сидя. Все они описаны и имеют названия.
А для того, что происходит после начала движения и до его окончания, такой детальной конкретики в терминологии не присутствует (видимо). Тем не менее, Ми-гамаэ же там есть. Точнее – должно быть.
Вот именно это я и именую на тренировках и в объяснениях как «промежуточная камаэ».
Мы коснемся именно Ми-гамаэ, т.е. позицию тела+меча, стойки.
Если рассмотрим положение «до начала схватки», то найдем целый ряд базовых позиций с извлеченным мечом (Чудан-но-камаэ, Дзёдан-но-камаэ и т.д.) и с мечом внутри Саи (Тайто) стоя и сидя. Все они описаны и имеют названия.
А для того, что происходит после начала движения и до его окончания, такой детальной конкретики в терминологии не присутствует (видимо). Тем не менее, Ми-гамаэ же там есть. Точнее – должно быть.
Вот именно это я и именую на тренировках и в объяснениях как «промежуточная камаэ».
Возьмем для разбора ситуацию начала
6-ой ката.
После выполнения Нукицукэ, подставляем левую ногу ближе к правой + берёмся за меч левой рукой + немного опускаем меч. То есть, как и описано в правильнике Сэйтэй, принимаем Чудан-но-камаэ. А затем сразу делаем шаг вперёд и выполняем Цуки.
Если проанализировать Чудан-но-камаэ в данном случае (в т.ч. просмотрев 6-ую ката в исполнении опытных иайдок), то в ней найдутся недочёты. Как-то не очень хорошая позиция ног. Но недочёты сии – с точки зрения сравнения со «стандартной и качественной» Чудан-но-камаэ. По своей сути она является Камаэ промежуточной (и нужной – в первую очередь – для подготовки к выполнению Цуки). При этом, при своих «недостатках», она вполне функциональная Камаэ; из неё легко можно уйти на другую Вадза.
После выполнения Нукицукэ, подставляем левую ногу ближе к правой + берёмся за меч левой рукой + немного опускаем меч. То есть, как и описано в правильнике Сэйтэй, принимаем Чудан-но-камаэ. А затем сразу делаем шаг вперёд и выполняем Цуки.
Если проанализировать Чудан-но-камаэ в данном случае (в т.ч. просмотрев 6-ую ката в исполнении опытных иайдок), то в ней найдутся недочёты. Как-то не очень хорошая позиция ног. Но недочёты сии – с точки зрения сравнения со «стандартной и качественной» Чудан-но-камаэ. По своей сути она является Камаэ промежуточной (и нужной – в первую очередь – для подготовки к выполнению Цуки). При этом, при своих «недостатках», она вполне функциональная Камаэ; из неё легко можно уйти на другую Вадза.
Теперь возьмем ситуацию в
1-ой ката.
(Опять же) после выполнения Нукицукэ, продвигаем корпус и левое колено вперёд, выполняя замах. Потом, делаем шаг вперёд и выполняем Кириороши.
Итак, в начале мы имеем позицию «всё под 90 градусов» с опорой на стопы и левое колено. Сама позиция названия определенного не имеет (в отличие от вышеупомянутых базовых стоек). Однако, как положение в иайдо часто встречающееся, может быть с уверенностью названо как Камаэ вполне основательное, т.е. стойка сформировавшаяся (из которой может быть выполнена куча всяких возможных движений). Эту же позицию тела «всё под 90 градусов» мы имеем также во время и после выполнения Кириороши.
Теперь посмотрим на то, что происходит со стойкой между ними. После продвижения вперёд корпуса и левого колена мы имеем опять же промежуточную Камаэ. Точнее – должны её иметь.
Т.е. позиция должна быть достаточно устойчивой, с силой в Тандэн, давать готовность к различному варианту действий и т.д.
(Опять же) после выполнения Нукицукэ, продвигаем корпус и левое колено вперёд, выполняя замах. Потом, делаем шаг вперёд и выполняем Кириороши.
Итак, в начале мы имеем позицию «всё под 90 градусов» с опорой на стопы и левое колено. Сама позиция названия определенного не имеет (в отличие от вышеупомянутых базовых стоек). Однако, как положение в иайдо часто встречающееся, может быть с уверенностью названо как Камаэ вполне основательное, т.е. стойка сформировавшаяся (из которой может быть выполнена куча всяких возможных движений). Эту же позицию тела «всё под 90 градусов» мы имеем также во время и после выполнения Кириороши.
Теперь посмотрим на то, что происходит со стойкой между ними. После продвижения вперёд корпуса и левого колена мы имеем опять же промежуточную Камаэ. Точнее – должны её иметь.
Т.е. позиция должна быть достаточно устойчивой, с силой в Тандэн, давать готовность к различному варианту действий и т.д.
Несколько замечаний по этой
промежуточной Камаэ:
- левое колено расположено близко к правой пятке
- корпус прямой (без прогиба и без наклонов), грудь и живот – фронтально вперёд
- правое колено направлено вперёд (а не опущено вниз)
- левое колено расположено близко к правой пятке
- корпус прямой (без прогиба и без наклонов), грудь и живот – фронтально вперёд
- правое колено направлено вперёд (а не опущено вниз)
- опора на стопы идёт с
достаточной силой (не так что стоим на одном левом колене)
В этом положении должна быть
чёткая, явно выраженная Камаэ.
Что же имеем на практике?..
А часто в начале и в конце Камаэ имеется. А в промежутке – нет, отсутствует.
С прикладной точки зрения – это возможность легко создать себе самому Суки.
С высокобудошной – потеря контроля и концентрации.
Мне это всё время напоминает, когда вместо выполнения домашки по математике, в тетради писалось «Дано» и условия задачи, «Решение» и оставлялось место под него, а потом писался «Ответ» и оный списывался из конца учебника. Т.е. в начале и в конце – «ОК», в середине – «Ой».
Подчас, даже просто равновесие
держится за счет скорости, как при езде на велосипеде, что научно называется
«динамическое (не устойчивое) равновесие».
Как с этим бороться?
Регулярно работать медленнее, проверяя в каждый момент передвижений наличие Ми-гамаэ.
Регулярно работать медленнее, проверяя в каждый момент передвижений наличие Ми-гамаэ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий