Самый особенный из
четырёх элементов ката. Всегда вызывал кучу вопросов образца - «а зачем это
надо, если потрясанием меча все равно не очистишь его от крови?» и т.п.
Да, действительно,
особо не очистишь. Особенно при Ёко-чибури. Опять же, по замечаниям очевидцев,
после использования меча, на полированном клинке крови и т.п. остается весьма
немного.
Важность Чибури более
связана с проявлением Дзансина после выполнения «функциональной» части ката.
Что, кроме самой техники (хореографии движений), требует внимания и к Дзансину.
Следовательно, должна поддерживаться «повышенная
боеготовность» и тела и духа.
Однако обратимся к
технике. Точнее - рассмотрим упражнения для ее улучшения.
Начнём с Омори-чибури
(или по-другому – О-чибури). За основу возьмем его выполнение как в 1 Ката
Сэйтэй, которая встречается практически в каждом Эмбу. Сложностей вызывает
много из-за своей непростой траектории.
Выделим основные фазы
Омори-чибури.
I. Поворот меча вдоль продольной оси.
Осуществляем его с
помощью кистей обеих рук.
Меч поворачивается по
часовой стрелке на 45˚. При этом Киссаки не
должно уходить вниз (частая ошибка).
II. Отводим меч вправо.
Правую руку отводим в
сторону так, что кулак располагается на уровне плеча, а левую ладонь помещаем на Оби в том месте,
где за него заложена сая.
При отведении хват
меча увеличивается и немного ослабляется, приоткрывается основание ладони (угол хвата увеличивается, становится более 45˚). В конечном положении правый кулак
развернут почти кверху, а Киссаки выше горизонтального уровня.
III. Подводим меч к голове.
Сгибаем руку в локте
и подводим кулак к голове, выше виска. Кулак должен находиться настолько
близко, чтобы головы было можно коснуться пальцами (немного их разгибая).
Локоть направлен в сторону и чуть вперёд. В конечном положении Цука-гашира должна быть
направлена вперед к центру, немного вниз (на противника). Клинок должен быть поперечно наклонен на 45˚,
Ха не должно быть направлено в сторону головы (т.е. при последующем движении -
оную не задеть).
Частый вопрос о
положении локтя - как правильно. В конечном положении локоть направлен в
сторону и немного вперёд (положение должно быть достаточно
естественным); относительно горизонтальной линии у многих людей локоть немного
приподнимается при поднесении меча к голове (это – нормально).
IV. Опускаем меч.
Движение начинаем с
усиления хвата (закрываем ладонь) и ускорения Моноучи. Затем продолжаем двигать
меч (в плоскости под углом 45˚ к горизонту), опуская кулак и локоть. Левой
ладонью надавливаем на Саю (иногда и большим пальцем поддавливают). В конечном положении кулаки должны находиться
на одном уровне, меч - под углом 45˚продольно и поперечно, Киссаки ближе
правого кулака к центральной линии.
Во время опускания
меча – встаем (в длинное низкое Камаэ). Вставание и движение меча должны
завершиться одновременно.
Все движение в целом
должно быть выполнено как сечение без особого усилия рук и плеч («меч сечет сам»), определенная мощность вносится за счет вставания (т.е. приходит от корпуса).
Больше всего трудностей
встречается во время IV фазы. Уделим ей особое
внимание. И даже по используем подводящие упражнения.
1). Движение в
плоскости под углом 45˚.
Для начала определим
сию плоскость для себя в реальности. Конечное положение соответствует таковому
в IV фазе: меч - под углом 45˚продольно и
поперечно, Киссаки ближе к центральной линии чем правый кулак. Делаем движение
в обратном направлении и подводим меч к голове (как в конце III фазы); чётко запоминаем положение кулака и меча. При
необходимости - повторяем процедуру.
Теперь собственно
само упражнение: 10 раз достаточно медленно повторяем движение от начальной до
конечной точки и назад. Меч должен чётко двигаться в плоскости под углом 45˚к
горизонту. Цель - запомнить эту траекторию мышцами (т.е. во время исполнения –
внимательнее к своим ощущениям в руках и плечах).
2).
Замах-замах-опускание.
Исходное положение:
опора на одно колено и стопы (как в 1ката); меч и руки в положении как в конце III фазы. Важно, чтобы ладонь была приоткрыта.
Движение начинаем с
усиления хвата (закрываем ладонь), Моноучи движется вверх. Повторяем 2 раза.
Затем делаем в 3-й
раз и продолжаем движение, опуская кулак и локоть, ведем меч до конечного
положения IV фазы. Одновременно надавливаем на Саю левой рукой.
Меч движется по
траектории в плоскости 45˚, как в предыдущем упражнении. Вставать не нужно,
остаемся опираясь на одно колено и стопы.
Если совсем страшно
ударить мечом в пол – подложите что-то мягкое. Или просто работайте стоя в
Камаэ.
Всю серию повторяем
10 раз.
3). В значительной
степени повторяет предыдущее упражнение. Разница только в том, что встаем
вместе с опусканием мечам.
Исходное положение:
опора на одно колено и стопы (как в 1ката); меч и руки в положении как в конце III фазы. Важно, чтобы ладонь была приоткрыта.
Движение начинаем с
усиления хвата (закрываем ладонь), Моноучи движется вверх. Повторяем 2 раза.
Затем делаем в 3-й
раз и продолжаем движение, опуская кулак и локоть, ведем меч до конечного
положения IV фазы и встаем (в длинное низкое Камаэ). Одновременнонадавливаем на Саю левой рукой.
Можно представить,
что в основании ладони есть кнопка, включающая «вставание»; и что кнопка
срабатывает на третий раз.
Всю серию повторяем
10раз.
Кроме траектории движения
меча и правильной работы рук, над которыми трудились и в предыдущих
упражнениях, здесь добавляется синхронизация с вставанием (помним, что вставать
и завершать Чибури нужно одновременно).
4). Работаем над
фазой I: поворот меча вдоль продольной оси.
Осуществляем его с
помощью кистей обеих рук на 45˚ по часовой стрелке. Делать внимательно, так
чтобы поворот происходил именно вдоль оси меча,
Киссаки должно
оставаться практически на прежнем месте, не должно отклоняться сильно. Особенно - уходить
вниз.
Повторяем 10раз. Цель
- добиться легкости и эргономичности движения.
5). Фазы I – II – III. Делаем в одну серию, темп небыстрый, как в 1 ката.
Повторяем 10
раз. Цель – получить непрерывное
движение (т.е. в нем есть отдельные контрольные положения – см. описание фаз -
но нет пауз).
6). Омори-чибури
полностью.
Фазы перетекают одна в
другую по принципу домино: как только заканчивается одно движение – сразу же
начинается другое.
Повторяем 10
раз. Перед выполнением стоит сделать
упражнения на расслабление мышц плечевого пояса.
Перейдем к
Ёко-чибури.
В Мусо Синдэн Рю
встречается в большинстве ката. Движение довольно короткое. Фазы выделить трудно,
они весьма условны.
В начале движения,
когда начинаем отводить меч вправо, с помощью большого пальца левой руки происходит поворот меча против часовой
стрелки на 90˚.
Затем правый кулак и
меч продолжают двигаться вправо, хват усиливается (за счет активной работы
среднего-безымянного-указательного пальцев), а левая ладонь уходит на Оби
поверх Саи, плечи разворачиваются. В конечном положении меч практически
горизонтален (угол такой, как если бы вы положили меч на пол и край Цубы и
Киссаки оказались на одной плоскости).
Киссаки ближе правого кулака к центральной линии.
7). Начнем с
подготовительного движения для заключительной фазы.
Задача: делать Чибури
с помощью мышц верхней части спины (а не только мышцами рук).
Исходное положение:
меч держим перед собой, как после Кириороши. Спиной по-возможности прислоняемся
к стене. Резко разводим руки в стороны, так, как будто в обеих руках по мечу, и
обеими делаем Тибури (меч, естественно только в правой руке). Концентрируемся
на том, чтобы работали мышцы между лопатками, усилие совершалось спиной, а не
руками; "открывалась" грудь.
Повторяем 10раз.
8). Делаем Ёко-чибури
полностью. Концентрируемся еще и на правильной работе кистей: поворот меча с
испошльзованием большого пальца левой руки, усиление хвата пальцами правой руки.
Не забываем и про
работу мышц верхней части спины и положение меча.
И избегаем излишнего
напряжения.
Опять 10 раз минимум.
Чибури – forever!..
Комментариев нет:
Отправить комментарий