Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 14 июня 2015 г.

Со щитом или на щите или краткая история сдачи на один 5 дан.



(Где-то в начале мая)
Так… До экзамена осталось около месяца. Чуть рановато, но всё равно начинаю уже интенсивную часть подготовки. На завтра по плану две выбранных ката из Корю плюс самые для меня проблемные в Сэйтэй. Все снять на видео и отсмотреть недостатки...

Впрочем, это я забегаю вперёд! Началось всё несколько раньше.

Осень-2014
В октябре я расписал для себя план подготовки, включая мероприятия в которых приму участие и сам график, включая и вот этот последним месяц. План представил Рене-сенсею. «Шеф» план в целом одобрил, высказал пару пожеланий по посещению мероприятий и расписал на что особенно нужно обратить внимание при подготовке. Полученный список акцентов для 5 дана:

  • Center - «Держать центр, действовать от центра»
  • Jo-Ha-Kyu (Slow+Smooth+Sharp) -  «Дзё-Ха-Кю - Медленно+Гладко+Резко»
  • Sharp cut but soft – «Сечения резкие но мягкие»
  • Chapter 9 syllabus all points – «Все контрольные точки по всем ката Сэйтэй»
  • Ashi-Body-Ken – «Ноги-Тело-Меч»
  • Metsuke
  • Good / correct cut using left hand – «Хорошее/правильное использование левой руки»
  • Footwork – «Корректная работа ног»
  • Hips straight when required – «Выпрямленные бёдра во всех требуемых случаях»
  • Metsuke in combination with nukitsuke + kirioroshi – «Мэцукэ в комбинации с Никицукэ + Кириороши»
  • Fighting spirit – «Боевой дух»
  • Mudan waza – dosa – chikaku (not too much technique – body movement – power) – «Не слишком много техники движения тела приложения усилий» 

Таки дело за малым – воплотить указания в жизнь ;)

Конец декабрь-2014 – начало январь-2015
Используя, что в этот период праздников посещаемость тренировок у людей традиционно снижается, я мог меньше уделять внимания своим инструкторским обязанностям и устроил для себя интенсивный курс с ежедневными тренировками в течение месяца. Кроме работы над ката, я делал много Субури, концентрируясь на Ки-Кен-Тай-Ичи и “soft and sharp”. Плюс поработал дополнительно над общефизической формой.


Конец февраля
На семинаре в Софии все кто готовился к экзаменам получили дополнительное внимание Рене-сенсея и Карла-сенсея. А я – как готовящийся к серьезному экзамену – даже больше других. В т.ч. я делал эмбу – все 12 ката сэйтэй. И затем получил обратную связь от Рене-сенсея. Часть ката получилось выполнить хорошо… часть – не очень хорошо и часть со знаком «Х» (Дамэ) :(  Таким образом, я дополнительно получил указания над чем именно нужно работать больше. Чем и занимался последующий период.


Начало апреля.
 04-06.04.2015 я принял участие в Семинаре для старших данов (Highgrade Iaido Seminar) в Брауншвейге под руководством Рене-сенсея и Петера Рёдера как ассистента. Главная тема семинара была «Сэйтэй и Корю в подготовке на экзамены на 4 Дан и выше» (“ZNKR & Koryu in preparation for Yondan and above examinations”). Это было замечательный семинар (и очень трудный)! И очень полезный для всех, кто готовился к экзаменам. Как и все участники, я получил множество замечаний и рекомендаций от наших преподавателей.
В одной из частей семинара, мы выполняли ката стоя один против другого и также выполняя ката в сторону общего Шомен (как на соревнованиях). Замечания от Рене-сенсея и участников семинара, давление во время Эмбу и пример коллег давали очень существенную обратную связь. Конечно, это было трудно корригировать свои ошибки немедленно. Но Сенсей этого требовал и я... старался... ;)
Во время Эмбу я работал с/против Андреи Рёдер (5Дан), Энирке Михаелис (4Дан) и Мариан Де Блок (4Дан). Я очень благодарен этим прекрасным и сильным иаидокам с большим опытом соревнований и др. публичных Эмбу!
Несмотря на то, что я тренируюсь регулярно и также часто - дополнительно, после этого семинара у меня было чувство, как будто я все начинаю сначала. Особенно это касалось выбранных для экзамена ката Корю.
Вернувшись в Варну, я несколько недель занимался в обычном режиме, стараясь максимально усвоить полученные знания.    

Май
С начала мая, за один месяц до предстоящего экзамена, я начал интенсивный курс подготовки с ежедневными тренировками.
Снова делал видео и смотрел что не получается.
Также просил народ из нашего клуба Кайсейкан изображать экзаменационную комиссию (вместе с видеокамерой) и давать мне по возможности обратную связь. Наш клуб еще достаточно молодой и самые опытные - Димитр Христов и Катина Нейкова - имеют 3 и 2 даны. Конечно, для них было трудно видеть ошибки или советовать для 4,5 Дана. Но у них это получалось! А еще год назад это вряд ли было возможно.
«Вот что значит внимательно слушать объяснения Рене-сенсея на семинарах» ©

Пример одного такого дня; 3мая:
На тренировке сегодня сделал видео эмбу. А также послушал что скажут товарищи.
Результаты по недочетам получились такие:
- На первой ката корю (Сёхатто) – на Нукицуке движение в начале, когда идёт Сэмэ Цука-гашиирой, грудь излишне поворачивается влево, что может ослаблять само последующее сечение.
- На второй ката корю (Рентатсу) – слишком быстро двигался.
- Во время корю – делал слишком «страшное» лицо (наверняка Кассо-теки был в ужасе, но вряд ли впечатлило бы комиссию).
- На 10 ката Дзаншин был не очень. И перед Цуки левая рука сработала недостаточно хорошо, извлечение меча из Саи было почти правой рукой.
- На 11 ката на последнем Кириороши меч ушёл ниже горизонтали.
- На завершающем ритуале, при Шомен-ни-рэй, сделал слишком нарочито и неестественно.
- Перед началом некоторых ката были подрагивания рук -  настраивался видать так…

Интересно, что большинство этих ошибок вылезают именно в «зачетном Эмбу». А в «мирное» время – все в порядке.
В общем – есть над чем работать!



Но самый главный критик этих моих Эмбу во время подготовки (кроме меня самого, конечно ;) ) был... Петер Рёдер :) Этот замечательный иайдока любезно согласился посмотреть видео и после чего дал целый список комментариев и советов. В т.ч. в отношении моментов, которые я сам не смог заметить. Вот казалось бы – хотя бы в теории всё понятно как делать!.. Оказалось и это не совсем так. Огромное спасибо Петеру!..


Также для отработки настроения и тайминга, ставил видео с эмбу Рене-сенсея и его старших учеников (Даниелле Борра, Клаудио Занони и Peter Röder) и делал эмбу «вместе с ними». Эта часть тренировок очень помогала! Присоседившись к ним, было такое чувство, как будто я нахожусь в большом зале и все смотрят на моё иайдо. Так кроме хорошего тайминга и уверенного исполнения ката, получалось лучше работать над Мушин и Хейджошин и Боевым духом.



6 июня. Филлинген. Примерно 13ч.
Обеденный перерыв на семинаре. Мы с ребятам из Болгарии и Светланой Захаровой из Москвы перекусили немного высококалорийной пищи (типа Twix, но местные, немецкие, очень хорошие).
И я пошел в фойе, чтобы взять кофе, выйти на улицу, подышать свежим ветром, побыть одному развеяться перед предстоящим экзаменом. Только я взял кофе и повернулся в сторону выхода как услышал своё имя: Мариан Де Блок сообщила, что Рене-сенсей меня «приглашает» в зал потренироваться. Наверное моё лицо отражало смешанную гамму чувств, потому что Мариан очень смеялась :)
Ну что делать: «Назвался груздем – полезай в кузов = Заявился 5 Даном – будь готов ко всему» ©

Достаточно много народа из клубов в линии Рене-сенсея (Kiryoku Family) готовились к экзаменам и Рене-сенсей многим из нас постарался уделить внимание. Для меня больше всего замечаний и указаний было в отношении ката Рентатсу. Но эти указания были уже совсем по-другому, не как два месяца до того. Сейчас Сенсей обратил внимание только на самое главное, на правильные ощущения в ката, напомнил о Джо-Ха-Кю.

Я продолжал тренироваться самостоятельно, когда ко мне подошел Лен Бин сенсей. Нужно отметить, что мы практически не знакомы. Лен-сенсей понаблюдал немного и затем сказал мне сделать 4 ката. И затем немного поправил моё исполнение, напомнил об акцентах в ней. И – прямо мистика! – эта ката попалась мне на экзамене :)


6 июня. Филлинген. 14ч.
Началась вторая тренировка; все кто готовились к экзамену были разделены на группы и занимались в отдельном зале. С нашей группой (готовящихся к 5 дану) занимались Йошимура-сенсей и Момияма-сенсей. Рядом с группой готовящихся к 4 дану занимался Рене-сенсей.
Не так много технических замечаний (только самые основные) и множество помощи в настроении на экзамен!.. Я думаю, что Сенсеи сделали максимум для того, чтобы наши экзамены были успешными.

В самом начале перед группой 4ых и 5ых данов, Йошимура-сенсей спросил Рене-сенсея и Момияма-сенсея, на что они будут обращать внимание.
Момияма-сенсей ответил что он будет смотреть на правильную работу ног (аши-сабаки), хорошие камаэ и осанку и контрольные точки по ката. Рене-сенсей добавил к этому, что он будет обращать внимание на Мецукэ. И Йошимура-сенсей сказал, что к этому нечего добавить и он будет смотреть на те же самые моменты :)


6 июня. Филлинген. 16ч и далее.
Время экзамена пришло.
Самое главное о чем я старался помнить, это наставление Рене-сенсея о важности Хейджошин в период до и на эмбу.
Себе я приговаривал: «Спокойствие, держать спокойствие… Мушин...»
А еще – “Сделай то, что должен сделать ”. И почти вечное -  “Со щитом или на щите” (Aut cum scuto, aut in scuta).

Своё Эмбу на экзамене я помню не слишком хорошо :D Помню как начал. Помню как сделал заключительный торэй.
А потом вывесили списки номеров экзамена и я увидел свой номер - 504. :)
Я безмерно благодарен Рене-сенсею, а также всем его ученикам, моим друзьям и коллегам за их, помощь в подготовке к этому экзамену.
Пожалуйста, примите мои искренние поклоны!

воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Дзё-Ха-Кю на практике

Термин этот я услышал относительно давно, но... с одной стороны, считал, что понимаю его значение, с другой - не обращал особого внимания, относясь к нему как явлению возвышенно-описательной теории. Что характерно, положение изменилось под воздействием сенсея :) Особенно, когда мы перешли от слов к практической отработке. Случилось это уже несколько месяцев назад. Но в достаточной степени материал «переварить и осознать» более-менее получилось не так давно.
Значение термина «Дзё-Ха-Кю» в разных источниках приводится немного по-разному:
- Медленно, быстрее, очень быстро.
- Вступление, разрыв, внезапность.
- Медленно, гладко, быстро (“slow, smooth, speed”).

В целом, пожалуй, можно описать термин таким образом:

- Дзё. Начало движения. Выполняется чаще неспешно или даже совсем медленно. Соответствует положению, когда ситуация не полностью ясна или требует небыстрых действий.

- Ха. Развитие движения. Идёт с нарастающим большим или меньшим ускорением. Выполняется сэмэ. Подготавливается необходимая дистанция.
- Кю. Завершающая часть движения; самая быстрая. Собственно, выполняется само рассечение.


На мой взгляд, самым трудным и даже ключевым является Ха.
Именно во время выполнения Ха завершается формирование выгодного положения для атаки/контратаки; выполняется Сэмэ с двумя основными целями – подавить противника или заставить его предпринять ошибочные действия. Наиболее часто встречающаяся ошибка при выполнении Ха заключается в том, что прикладываются излишние усилия. В результате чего к моменту выполнения Кю часть сил и энергии уже потрачены, плюс - напряжены мускулы, которые могут/будут мешать быстрому и точному Кю.


Образцовый пример – Нукицукэ в ката №1, «Маэ».
- Дзё: Взяться обеими руками за меч, выполнить Коигучи-но-кири-ката (снятие меча со стопора).
- Ха: Продолжая выдвигать меч, поднять бёдра, сделать шаг правой ногой вперед.
- Кю: Выполнить Саябанарэ и последующее горизонтальное рассечение с Саябики одновременно.

С Дзё все более-менее просто: действуем спокойно и неторопливо.
Если выполнить Ха слишком энергично, особенно в последней его части, то мы имеем:
- слишком большую скорость в конце движения (от чего страдает сам рисунок ката) и даже равновесие;
- слишком крепкий захват Саи и меча (что отражается в Кю на качестве Саябанарэ; правый кулак вместе с мечом начнет уходить вправо раньше, чем Моноучи достигнет правого виска Кассо-теки)
- мышцы спины напряжены излишне (в результате в Кю правое плечо недостаточно выносится вперёд и не достигается нужная дистанция, в рассечении недостаточно используется реверсивное движение левой руки и рассечение в бОльшей степени идёт одной правой).
Соответственно, при нарушенном Ха будет и некачественное Кю, а также нарушение самого рисунка ката.


Еще один важный момент состоит в том, чтобы Ха и Кю соответствовали друг другу по скорости и мощности выполнения. Если Кю - после весьма умеренного Ха - будет выполнено слишком сильно и мощно, то это отразится на качестве самой исполняемой ката. Вспомним и про принцип Канкю-Коджакю: сбалансированность быстрых и медленных, сильных и слабых движений.

Проиллюстрируем на примере 6 ката «Моротэ-дзуке».
- Дзё: Сделать первый и второй шаги вперёд, на втором шаге взяться обеими руками за меч и выполнить Коигучи-но-кири-ката, направляя Цука-гаширу на противника.
- Ха: Продолжая движение, сделать третий шаг и выдвинуть меч, направляя Цука-гаширу на противника.
- Кю: Выполнить Саябанарэ и рассечение с Саябики одновременно.

Представьте, что Ха выполнено весьма спокойно, а во время Кю произошло могучее форсирование. Вероятнее всего, получилось плохое Ки-Кен-Тай-Ичи и всё исполнение выглядело негармоничным.
А теперь представьте, что после вполне правильного Ха, Кю выполнено с той же небольшой скоростью и энергией. И всё получилось вяло и слабо.


Теперь немного о Кю.
Это, собственно, само рассечение. Оно должно быть мягким и резким одновременно. Рене-сенсей на последних семинарах постоянно подчеркивал это. Слова “
Soft and sharp” у мнооогих впечатались в память.
Мягкость достигается отсутствием излишнего напряжения тела. Более того, она же позволяет использовать при рассечении только нужные мускулы. Что, в свою очередь, легче достигается при правильно выполненном Ха.
«Подумайте об этом, Штирлиц!»


Обратимся к практике. Для этого все части ката, над которой трудимся, разложим для себя на Дзё-Ха-Кю. И во время исполнения вслух или про себя, самостоятельно или вместе с партнерами приговаривать  «Дзё... Ха.. Кю» соответственно движениям.
В качестве примера продолжим с той же любимой 1 ката, выполняя её и приговаривая мантру «Дзё-Ха-Кю»:
- «Дзё»: Взяться обеими руками за меч, выполнить Коигучи-но-кири-ката (снятие меча со стопора).
- «Ха»: Продолжая выдвигать меч, поднять бёдра, сделать шаг правой ногой вперед.
- «Кю»: Выполнить Саябанарэ и последующее горизонтальное рассечение с Саябики одновременно.
- «Дзё»: Начать передвижение вперед одновременно возвращая Коигучи к центру и начав делать замах.
- «Ха»: Продолжая двигаться вперед, завершить замах и взяться за меч обеими руками; сделать шаг вперёд правой ногой.
- «Кю»: Выполнить Кириороши.
(микропауза)
- «Дзё»: Повернуть меч вдоль оси, .
- «Ха»: Отвести меч в сторону, затем к голове, начать поднимать Моноучи вверх.
- «Кю»: Одновременно с вставанием завершить Тибури

Остальные действия в ката в плане Дзё-Ха-Кю уже не так сложны.

среда, 12 ноября 2014 г.

Опять Ки-кэн-тай-ичи. Плюс Камаэ.



«Когда человек заходит в тупик в своих тренировках, ему часто советуют: “возвращайтесь к основам”. Если в том, как вы выполняете базовые движения есть какой-то дефект, это сильно затруднит развитие техники в целом
проф. Ойа Минору, 7-й дан кёси кендо
(перевод с английского: Антон Федотов)


Сначала коснемся Камаэ. В правильной Камаэ вес распределен между двумя ногами, сама позиция устойчива, Тандэн направлена вперёд, на центр противника. В общем – все знакомые слова.
Используем для понимания предмета Чудан-но-камаэ (самая основная позиция, как не крути): вес распределен правильно, корпус развернут фронтально вперед, левая нога выпрямлена и хорошо пружинит, правая нога присогнута в колене и не напряжена излише, и т.д.
 «Внешняя» составляющая Камаэ – получилась (будем считать).

Ещё поработаем над её наполнением. Центр тела + вместилище самурайской души расположен ниже пояса (точка Тандэн). Оная расположена в окружении самых мощных мышц тела – бёдер и поясницы. Таким образом, все самое важное расположено под хакама.
Движения тела должны производиться от Тандэн (а не от плеч и рук, как большинство из нас делает).
Итак, примем Чудан-но камаэ. Поднимем руки вверх, затем опустим через стороны вниз (меч остается в правой руке), немного приподнимем и снова примем Чудан-но-камаэ; во время движения рук как бы собираем энергию вокруг себя и наполняем ею Тандэн и пространство перед ней. Обычно это упражнение получается хорошо.
В результате, кроме внешней составляющей, улучшается и внутренняя; в большей степени развивается ощущение Тандэн.

Теперь пара моментов для проверки стабильности Камаэ.
-  Вы стоите в Чудан-но-камаэ. Партнер встает сбоку и элегантно толкает вас в плечо (не слишком сильно). Если вы падаете – что-то неправильно с позицией, с весом тела,  с распределением напряжения и энергии. Пробуйте, пока не будет получаться.
-  Из Чудан-но-камаэ сделать с шагом вперёд Кириороши до горизонтального уровня. И, опять же, находящийся там партнер толкает вас в плечо сбоку. При выявленной неустойчивости констатируем наличие отсутствия стабильной Камаэ. И продолжаем над ней работать.

Стабильность и правильное положение корпуса присутствовать должно не только в Чудан-но-камаэ, естественно, но также и во всех основных и промежуточных.

Для проверки положения основных Камаэ...
  • ...из Чудан поднимем руки до миги-Дзёдан.
  • Затем сделаем шаг правой ногой назад и примем хидари-Дзёдан (верхняя часть корпуса чуть поворачивается).
  • Опустим руки ниже и примем Хассо (корпус ещё немного поворачивается).
  • Опустим руки и  меч и примем Ваки-камаэ (корпус поворачивается ещё сильнее).
  • Сделаем шаг правой ногой вперёд, примем Гэдан (корпус становится фронтально).
  • Поднимем руки и меч, принимая Чудан-но-камаэ.
Во всех 6-ти положениях должны быть и устойчивость и стабильность.

В качестве такой «промежуточной» камаэ можно привести следующую. В 1 ката (Маэ), после завершения Фурикабури есть положение, когда меч поднят над головой, левое колено находится практически на одной линии с правой стопой; опора на левой колено, носок левой стопы и правую стопу. Так вот это положение может быть названо как промежуточная камаэ, т.е. не имеющую специального названия, но обладающую и достаточной устойчивостью и направленностью Тандэн вперёд.
Из этого положения, когда ставим правую ногу вперед и выполняем Кириороши, не должно случиться наклона корпуса и пр. проявлений нестабильности. По большому счёту, сама Камаэ тут не так сильно и меняется (правая нога уходит на примерно 30 см вперёд – и всё); стабильность не нарушается вовсе. Последите за этим положением во время работы над 1 ката.
Подобных моментов в ката Иай масса. И если само положение не является одной из основных камаэ, это вовсе не значит, что оно должно быть/может быть нестабильным.

В статичном положении камаэ чаще принять/сохранять получается. Сложнее – при передвижении. Возьмем тот же базовый пример, когда из Чудан-но-камаэ выполняем с шагом вперёд Кириороши до горизонтального уровня.
В начале движения возникает толчок левой ногой. При этом, если не выполняем перемещение центра тяжести, а просто делаем шаг, то корпус начинает разворачиваться. Сие может дополнительно усилиться в момент подстановки левой ноги. В результате в конце завершения Кириороши, корпус и Тандэн направлены под углом влево, левая нога также развернута и пр. Плюс часто правая нога излишне выпрямлена и напряжена, дополняя картину полного краха камаэ.
За этим придется следить, добиваясь стабильной камаэ и в начале и в конце движения.

Есть замечательное упражнение по развитию и стабильности камаэ и правильного ритма Ичи-хёши.

Рассечения в 8-ми направлениях
Во всех случаях выполняем шаг (или поворот и шаг) в определенную сторону с рассечением на подшаге, не просто поворот на месте.
Направление Шомэн обозначено как «С», т.е. север; соответственно обозначены и другие направления. 

Выполнить желательно как минимум 2-3 серии.
Если работаем в группе, то хорошо делать вместе, по команде.

Идеальные движения и рассечения происходят естественно, как это делают по-настоящему опытные иайдоки.
В процессе обучения приходится следить за тем, что и как выполняешь. Уследить за всем и думать обо всем одновременно не получается.
На чём же сконцентрироваться (в свете настоящей темы)?
На том, что движения и рассечения идут от Тандэн. И на том, что самая подвижная и важная часть клинка – Моноучи – идёт первой вверх при замахе и первой вперёд и вниз при рассечениях.
Кратко: Моноучи и Тандэн.

Так часто и бывает: возьмешься работать над одним, а за ним всплывает второе При чём - оно оказывается больше и глубже...

вторник, 30 сентября 2014 г.

СИНКЕН or МОГИТО?..

Желание заниматься с Синкеном возникает у многих иайдок. Особенно в начале. Потому что «Синкен – это настоящий меч».  А это есть – «круто»!

Не могу сказать, что эти мысли какие-то совсем неправильные. В Японии многие иайдоки после нескольких лет занятий переходят на Синкен. Особенно после получения 4-5го дана. Но, надо отметить, далеко не все; многие тренируются с Синкеном только в процессе подготовки к экзамену на 6 дан (от 6 дана и выше эмбу на экзамене выполняется с Синкеном).

Когда начинать работать с Синкеном – это во многом вопрос личного выбора и согласования со своим сэнсэем или инструктором.
Впрочем, это всё известно.

Вопрос работы с Синкеном мы как-то обсуждали с Рене-сэнсэем. Нужно отметить, что он сам и Ишидо-сэнсэй не являются большими сторонниками постоянных тренировок с Синкеном. По причине самой простой: это травматично. Как не крути, но Синкен - предмет острый. И с его помощью легко порезаться или - того хуже - поранить окружающих. Не знаю ни одного иайдоки, который бы хоть раз не порезался своим же Синкеном (включая себя самого). Не очень приятно, кстати, но как-то отрезвляет, знаете ли.

До начала работы с Синкеном с Могито точно нужно научиться обращаться как с острым мечом. Это не к тому, что замеченную на Ха соринку пальцем не смахивать. Это к тому, чтобы вся работа с Могито должна быть такой же, как с Синкеном.
Например, при Ното народ часто прихватывает клинок, подправляя его в Коигучи.  И при Саябанаре часто можно слышать звук «цвирк» от колупания Коигучи с помощью Киссаки. А в 9 ката Сэйтэй можно пальцы левой руки вниз опускать и касаться Ха («они же не порежутся, да»). Про чудную в этом плане ката Иванами - тут уже и говорить нечего: проехался всем Киссаки по ладони - и ничего!..  А еще при введении меча в Саю клинок Могито можно беспрепятственно повернуть немного вдоль оси: все равно внутрь же проскользнет. Это Синкен врежется в стенку Саи...
Не будем описывать картины того, если бы все это было с Синкеном. Ибо мрачновато будет.

Синкен - очень строгий учитель и за невнимательное к себе отношение сразу наказывает. Даже в таком простом деле, как протирание маслом до начала и после тренировки. По Могито мы можем возить тряпочкой туда и обратно и со стороны Мунэ и со стороны Ха. Ну, Синкен со стороны Ха совсем не тянет смазывать (хотя и про такие попытки слышал). А вот тряпочкой «туда-обратно» - да. При этом, при движении от Киссаки к Цубе, кусочек отрезанной тряпочки и кожи пальцев остаются на клинке. После такого очень быстро научаешься промазывать только от Цубы к Киссаки.


Сермяжная правда в формате лозунга:
Граждане иайдоки! Научимся же обращаться с Могито, как с острым инструментом! Это тоже часть Иайдо.

PS: Кстати говоря, для тренировок в иайдо у Синкенов режущие кромку Киссаки (Фукуса) рекомендуется затуплять. Т.е. все остальное остается острым и опасным, но Киссаки затупляется. Это делается во избежание самых опасных травм, которые как раз и связаны с Киссаки: при неидеальном выполнении Саябанарэ Киссаки подрезает изнутри Коигучи (а затем и руку).  

суббота, 24 мая 2014 г.

Уловить все или одна старая игрушка

Серьезно заниматься Иайдо всегда трудно. Не имею ввиду, что нужно находить время и средства; это как-бы – само собой разумеющееся.

В первое время приходится работать почти только над освоением движений, потом добавляется постепенно всё больше нюансов, моментов, требований и иже с ними.
Геометрия и хореография движений...
Выдерживание контрольных точек в Сэйтэй...
ЦУ как правильнее и лучше выполнять...
Ки-кэн-тай-ичи... Ичи-бёши... Дзаншин... Хейджошин... Канкю Кёджаку...
И так далее и тому подобное...

А кроме чудесного нашего Сэйтэй, есть же еще Корю. В Мусо Синдэн Рю есть четыре основных раздела. Каждый из них требует и времени и внимания (не говоря уже про сложность освоения). Плюс ката Корю имеют по нескольку вариантов исполнения. Впрочем, это все известно.

Вот что характерно – с каждым годом научаешься большему количеству тонкостей, узнаешь больше материала и стараешься его освоить.
И тут как раз тот самый момент, которым и хотелось поделиться.

В моём детстве была одна игрушка. Это была непростая игрушка, а электронная  (это были времена, когда жёсткие диски компьютеров весили по килограмму как минимум, а сотовой связи и интернета еще и не было). На экранчике, подчиняясь желанию игрока, прыгает туда-сюда Ну-погодишный волк и ловит падающие с четырёх насестов яйца. В начале яйца эти падают размеренно и степенно; волк успевает их подхватить.
Выглядело это так:














В начале в Иайдо успеваешь и новое осваивать и ранее изученное поддерживать. Это, конечно же, не легко, но и не так сложно, что-ли.
Дальше – хуже. Вон все эти в начале перечисленные аспекты (и не перечисленные, естественно) нуждаются в поддержании и улучшении. И пока работаешь усиленно над одним,  другое «проседает» и его приходится «спасать». И ладно бы – просто все по кругу!.. Ан нет!.. Всегда добавляется что-то новое, которое за три часа упорной работы уже не освоишь; а нужны пара месяцев и более, во время которых на что-то не получится обращать должного внимания и качество оного понизится...

Возвращаюсь к игрушке. По мере продвижения в игре яйца с насестов начинают валиться быстро и беспорядочно. Нажимая кнопочки, заставляем волка буквально носиться. А яйца всё катятся и катятся. Сконцентрируешься только на одном насесте – с других уронишь. В общем, постоянно – хоть одно, да разбивается.

Что-то в этом есть общего с Иайдо... Что-нибудь, да упустишь!

Сермяжный вывод: всегда уделять время ранее освоенному. И не забывать повторять, чтобы не забылось и не ухудшилось слишком сильно.
Главное, регулярно базовой технике достаточно уделять внимания. Как самому важному яйцу.

PS Кстати! А игрушка та теперь и online доступна, можно ознакомиться http://mult-games.ru/game/igra-ny-pogodi-volk-lovit-yayca

воскресенье, 13 апреля 2014 г.

Ки-кэн-тай-ичи или снова про основы

Слова «Ки-кэн-тай-ичи» мы слышим буквально на первых своих шагах в иайдо и кэндо. Через какое-то время – если не с самого начала – это высказывание «приедается» и начинает восприниматься как некий лозунг, как что-то наверное важное и отдаленно высокое... А не как практический принцип, которым и является в действительности.

Причём требования к качеству к Ки-кэн-тай-ичи различны по мере продвижения. То, что вполне хорошо для первого года обучения, совсем не достаточно для пятого или – тем более – десятого (не говоря уже про дальнейшее).
Например, при выполнении Кириороши для новичка сделать замах с шагом одной ногой вперед и завершить рассечение с подстановкой другой ноги, включив корпус – это хорошо и даже достаточно.  Раз-два… Далеко не у всех получается добиться  и этого быстро.
На следующем этапе получается вложить силу корпуса и выполнить всё достаточно динамично.
Потом появляется требование (уже не пожелание) выполнения замаха и удара как единого движения: «Ичи-хёши»; без излишних усилий при замахе, без остановки, с нарастающей скоростью.
Постепенно критерии оценки (требования к качеству выполнения) становятся ещё более строгими. Теперь уже не только синхронизация движений и хороший ритм, но и важность включения нижней части корпуса. Причем – включение правильное, не форсированное, естественное. 

Возьмем несколько упражнений для работы над улучшением «Ки-кэн-тай-ичи» в Кириороши в различных положениях.

Начнём даже не с упражнения. Просто примем стойку Чудан-но-камаэ. И хорошенько проверим все детали. Положение тела: спина – прямо, голова также прямо, подбородок чуть опущен, плечи развернуты, таз чётко фронтально вперед, колени направлены вперёд, и т.д. правильный хват меча, локти не прижаты к корпусу, меч расположен точно в центральной плоскости  и т.п. По большому счету, принять правильную камаэ бывает не так просто даже для тех, кто уже не первый год занимается. Стоит прибегнуть к помощи зеркала и сотоварищей.
Если положение меча и рук после выполнения Кириороши может быть разным, то положение корпуса и его расположение относительно фронтальной плоскости должно быть таким же правильным, как и в исходной камаэ. Да, конечно, впереди может находится не правая, а левая нога; камаэ в отдельных случаях может быть более длинной и т.д. Но таз и колени всегда точно направлены в сторону противника, а вес тела правильно распределен между обеими ногами. 

То есть во время выполнения Кириороши стараемся сделать всё максимально хорошо с точки зрения Ки-кэн-тай-ичи (в зависимости от своего настоящего уровня). Для самого рассечения как минимальный ориентир – выполнение в едином ритме («Ичи-бёши»). 


Перейдем к упражнениям.
1) Из Чудан-но-камаэ делаем замах с шагом вперёд и Кириороши с подстановкой ноги. Проверяем положение тела и меча. Отмечаем что получилось хорошо, а что – нет; делаем выводы. 
Оставляем меч в одной руке и спокойно отходим назад.
Снова занимаем хорошую Чудан-но-камаэ и выполняем Кириороши с шагом вперёд.
Так и работаем. Лучше – не менее 10ти раз за один подход.


Из ошибок, связанных с положением тела, самая частая – это небольшой поворот корпуса влево плюс поворот влево стоп (одной или обеих).

2) Теперь с шагом вперёд выполним рассечение до уровня подбородка, с шагом назад – до горизонтали. Темп выполнения – достаточно динамичный. Корригируем положение меча и тела во время работы, не делаем специальных остановок.

3) Делаем разворот и Кирироши как в 6 ката. Кроме работы над правильным движением меча и тела, снова «подтягиваем» точку зрения от Ки-кэн-тай-ичи. 

После разворота и смены ног корпус часто получается отклоненным в сторону. А после замаха – ненужная пауза.


4) Займем положение правым боком к Шомэн, камаэ с левой ногой вперед. Как в 7 ката после второго рассечения, как в 10 ката перед атакой третьего противника.

Взгляд вправо. Отсюда в одно движение правильные разворот и замах через Укэнагаши и Кириороши.

Из-за поворота с переносом тяжести больше на левую ногу и наличия защитного движения ритм часто получается неправильный. Ну, и положение тела тоже.

5) Займем положение как в 11 ката после третьего шага. Отсюда нужно отступить назад с защитным движением и сразу же выполнить рассечение до подбородка (причем уже двумя руками).
Из-за передвижений вперёд-назад, наличия защитного движения с мечом в одной руке, а рассечения уже при двуручном хвате, и баланс и ритм легко нарушается. С чем и боремся.


В общем-то, очень многие элементы разных ката могут быть использованы для улучшения Ки-кэн-тай-ичи.  Включая, конечно же, любимое всеми Фурикабури и Киророши в 1 ката. Это же просто нектар, а не движение, источник стимула к развитию на годы и годы!...


Работа над базой всегда трудна. Однако без оной будет не иайдо, а какое-то (неприличное слово).